
НОВОСТЬ
5717
2
2
Энергия успеха: бизнес-истории: «Многие горловские предприниматели вышли из челночников. Есть семейные пары, которые друг друга нашли в автобусах на Одессу»

Предпринимательница Лариса Дорошенко в рамках проекта «Энергия успеха: бизнес-истории» рассказала Gorlovka.ua о том, как принимала активное участие в челночном движении конца 80-х, почему решила заняться пассажирскими перевозками, как пережила рэкет и давление на бизнес в начале лихих 90-х, и что в ее бизнесе в Горловке является приоритетом.
"Все, кто со мной тогда ездил, имеют свой бизнес в Горловке: рестораны, магазины"
Еще во время учебы в индустриальном техникуме по специальности «Горное машиностроение», Лариса начала подрабатывать в торговле.
«Моя мама с западной Украины, поэтому я с 6-ти лет могла говорить по-польски. Мы еще английский не изучали, а по-польски «шпрехали». Тогда и вещи красивые видела, которых у нас здесь вообще не было. Вся родня там до сих пор живет прямо возле трассы, где поляки, болгары ездили и везли красивые западные вещи», - объясняет Лариса.
Сейчас ее можно назвать ветераном челночного движения. «Мы тогда возили вещи из Ровно самолетом, из Одессы поездами, - вспоминает предпринимательница. - Тогда были люди дружнее, чем сейчас, более сплоченные, стояли друг за дружку. Бывало, в одном номере по 10 человек жило».
В начале 90-х многие остались без работы. И все кинулись в торговлю, ведь надо было деньги зарабатывать. В итоге получилась такая ситуация: коммерсантов много, а билетов на вокзалах нет. Тогда - в 1990-92 годах - Лариса с сестрой первыми в Горловке начали набирать автобусные группы на Одессу. «Начинали с ЛАЗов. Потом взяли в Енакиево автобусы новенькие, они вмещали 44 человека. Мы тогда ходили полные, а люди еще просили 15 человек вместить», - делится воспоминаниями Дорошенко. - Все, кто со мной тогда ездил, имеют свой бизнес в Горловке: рестораны, магазины. Практически все горловские предприниматели вышли из челночников. Есть семейные пары, которые друг друга нашли в этих автобусах»
У Дорошенко тогда было 7 арендованных автобусов, которые ездили не только в Одессу, но и в Москву и Ялту. «Перевозками занялась, потому что сама много ездила, знала этот бизнес изнутри», - призналась Лариса.
![]() |
Приходилось платить всем: и бандитам, и ментам
На вопрос о трудностях бизнеса Лариса Дорошенко вспоминает только рэкет: «Был везде рэкет: чтобы заехать в Ялте в морвокзал, надо было платить и договариваться. В аэропорте, в морвокзале – свои таксы. Ни с кем не ругались, потому что проехать было невозможно, везде платили. И здесь в Горловке платили, и там. Тогда такие времена были», подчеркивает она и добавляет:
«Это были лихие 90-е.. Прошли мы и через рэкет, и через то, что отстегивать приходилось всем. Потом несчастный случай – водителя нашего застрелили в Горловке. Шел судебный процесс, их посадили. А я не смогла ездить, тяжело было. Было такое, что не выпускали людей из квартиры, чтобы сорвать рейс. Прошли мы через все: угрозы, рэкет, взятки, арестовывали на таможнях, выгружали, проверяли. Потом в Москве растаможка пошла с нуля, такой закон приняли, что даже ручку шариковую надо было растомаживать. И перестали в Москву ездить наши бизнесмены»
Главное в бизнесе - упертость
По ее словам, чтобы быть успешным в этом бизнесе, нужны упертость, порядочность и пунктуальность. «Если договорился, то это надо сделать обязательно. Обещания надо выполнять», говорит Лариса.
Сейчас у нее два своих комфортабельных автобуса: Мерседес и Неоплан, один из них – двухэтажный. Недавно приобрела гараж на месте бывшей горловской АТС.
«Мой муж Евгений ответственный за транспорт, ездит сам за рулем, - говорит Дорошенко. - Я организовываю работу. Такой у нас семейный бизнес. Мы познакомились, когда он был в командировке на «Стироле» от одесской фирмы «Профессионал». Познакомились, и я его втянула в этот бизнес 9 лет назад».
На вопрос, почему не все предприниматели начала 90-х остались в бизнесе, ответила, что «много людей ушло из бизнеса, потому что привыкли жить на широкую ногу. А когда пришел кризис, надо было немного пояски свои поджать. Тогда бы выжили. Но они пояс не затянули и сошли с рельсов».
По мнению Ларисы, конкуренция есть, в Горловке сейчас три фирмы-перевозчика на Одессу. «Хочется усовершенствоваться, хочется расширяться. Но как получится. Может, настанут другие времена. Сейчас повторяются времена 1998-2003 годов, когда была напряженка с деньгами. Но будем надеяться на лучшее», - обнадеживает в завершении беседы Дорошенко.
Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии,
что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник.
В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы
путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

ОПРОС МНЕНИЯ
32 чел.

ПОСЛЕДНИЙКОММЕНТАРИЙ

ЕЩЕ НОВОСТИ



1937
2

5235
1

1764
1

5581
1

НОВОСТЕЙ



-
Советы на каждый день
-
Википедия переселенца
-
Истории переселенцев из оккупированных городов
-
"НаТУРАЛьный обзор" на Gorlovka.ua
-
«Дело мастера боится»: о людях разных профессий глазами юных журналистов медиа-группы «Скрепка»
-
Дискуссионный клуб "Свобода выбора"
-
Евромайдан-2013: мнения, впечатления активистов, точки зрения из Киева и Горловки
-
Энергия успеха: бизнес-истории
-
Черный вторник для "Стирола": авария, ее жертвы и последствия
-
Вещи и товары недели: шоппинг-тур по горловским магазинам
-
Банк городских идей
-
День Победы 68 лет спустя. Воспоминания фронтовиков
-
Я - горловчанин. Портрет горожанина
-
Мои секреты здоровья и красоты
-
"Прогулки по Донбассу" с Александриной Кругленко
-
Публичная дуэль
-
Вокруг света с Gorlovka.ua
-
Убийство 9-летней Мирославы Дворянской: версии и факты
-
Светлое Рождество Христово в Горловке: традиции празднования
-
ТОП-20 самых влиятельных горловчан
-
Нелетная погода: хроники зимы 2012-2013
-
Правление Евгения Клепа: два года у власти
-
Политический хип-хоп с Ириной Шевченко
