четверг, 16 мая
img

НОВОСТЬ

Сегодня Международный день кукольника: как и кто в Горловке создает сказочных персонажей для всеми любимых спектаклей

Сегодня Международный день кукольника: как и кто в Горловке создает сказочных персонажей для всеми любимых спектаклей

В преддверии Международного дня кукольника, который отмечается 21 марта, корреспондент «Кочегарки» узнавала, кто и как создает сказочных персонажей для всеми любимых спектаклей, побывав в Горловке в мастерской городского Театра кукол.

Работа здесь кипит нешуточная, пахнет клеем и красками, шумит швейная машинка. На столе – огромная, в половину человеческого роста фигура волка. Это театр готовится к новой постановке – «Золотой цыпленок».

Над созданием кукол работают несколько человек: художник, конструктор и швея. После того как режиссер написал сценарий к спектаклю, художник создает образ той или иной куклы.

– Самое сложное придумать, из чего ее сделать, чтобы долго прослужила, – говорит художник Марина Гульченко. – В ход идет все: картон, фанера, металл, поролон, папье-маше, полимерная глина… Признаюсь, кукол мы делаем не по классическим канонам. Все наши «актеры» модернизированы. Например, этот волк вместо положенного деревянного имеет металлический гапид – двигательный каркас. За счет такой модернизации он становится довольно подвижным и умеет больше, чем его классический собрат. Теперь волк может не только поворачивать голову влево-вправо, но и закидывать ее назад, а также наклонять вперед.  Конечно, это намного сложнее, но мы любим именно таких – нестандартных, тех, которых раньше никогда не делали.

А чтобы кукла начала моргать, открывать рот и двигать руками, ее отправляют к художнику-конструктору Андрею Асатову.  Главные его инструменты – дрель, лобзик, отвертки. И, конечно же, смекалка. Благодаря его креативности сказочные герои не только механизированы, но и технически оснащены. Например, у Деда Мороза появился волшебный посох со светящимся шаром на конце, а куклы-великаны обзавелись встроенными вентиляторами, чтобы актерам было легче в них работать. После того как каркас сделан и механизирован, изделие возвращается обратно к художнику. Ему придают форму, обклеивая поролоном, затем подгоняют под актера.

– Прежде чем начать работать над новым героем, я всегда интересуюсь, кто из актеров будет им управлять, – говорит Марина. – Под него и творим, учитывая все особенности. Например, если это «перчаточная кукла» – важно, чтобы размер руки совпадал. Иначе играть будет неудобно.

Далее за работу принимается швея Елена Кушнаренко. Следует отметить, что в театре каждый спектакль – эксперимент. Тут нет готовых лекал, приходится придумывать и фантазировать на ходу. Так как кукол стараются делать долговечными, все шьется так, чтобы потом можно было снять с них не только костюм, но и «кожу». Постирать, например, или же добраться до сломанной детали.

Раскрашивают творения акриловыми красками. В самую последнюю очередь рисуются глаза. Именно они – душа куклы, уверены мастера.

– Среди художников бытует мнение, что кукла оживает, когда начинает «видеть». В процессе работы она может переделываться много раз. И чтобы не причинить ей боль, глаза рисуются именно на завершающем этапе, – рассказывает  М. Гульченко.

Кстати, для каждого спектакля делаются разные персонажи: никогда волк из сказки «Три поросенка» не появится в другой постановке. Ведь каждое представление выдержано в определенном стиле. Даже декорации сшиты из того же вида ткани и одной цветовой гаммы. Взять куклу из другого спектакля – значит нарушить целостность композиции.

Когда новоиспеченный «театрал» полностью готов, он попадает в руки актера, который открывает в нем огромное количество возможностей кроме тех, что были заложены изначально.

– Актеры сразу же начинают играть с куклами, тестировать их, так сказать, – смеется художник Марина. – Честное слово, как дети малые. Но, наверное, только им дано открыть истинный потенциал новой куклы. Иногда я им очень завидую, так как мои мозги заточены лишь под то, чтобы создавать куклу. А играть так, как играют они, я, к сожалению, не могу.

Актеры даже во время отдыха не расстаются с куклами, ведь хранятся они именно в гримерке. Все они, кроме марионеток, бережно уложены в специальные чехлы. Остальные же хранятся в ящиках с гребенками.

Есть в театре и самая старая кукла. Сколько ей лет, никто не знает. Принес ее сюда первый директор. Известно лишь то, что до этого у куклы была совсем другая жизнь и довольно «сомнительная репутация» – она играла танцовщицу кабаре в каком-то театре. Переделав, ей дали роль Гортензии, средней сестры Золушки в одноименном спектакле. Вообще реставрировать старые куклы – здесь обычная практика. Выкинуть рука не поднимается, а подарить новую жизнь – это пожалуйста. Так случилось и с попугаем. Он был в удручающем состоянии, да и сшит вручную. Мастера настолько увлеклись, что вместо плановой реставрации полностью переделали птичку, оставив два старых пера на крыльях, чтобы она не выглядела абсолютно новой.

Но самым приятным в своей работе мастера-кукольники считают не процесс, а результат: эйфория приходит тогда, когда сделанная тобою кукла появляется на сцене, а зрители аж вскрикивают от удивления, вот это по-настоящему здорово!

 

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Закончится ли в 2024 году война?
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else