вторник, 21 января
img

НОВОСТЬ

Туманная история захвата Горловского завода пивобезалкогольных напитков: в этикетках и воспоминаниях очевидцев

Туманная история захвата Горловского завода пивобезалкогольных напитков: в этикетках и воспоминаниях очевидцев

Горловский завод пивобезалкогольных напитков в свое время гремел на всю область. Чего здесь только не производили: лимонад, вино, пиво, уксус горчицу, хрен,  плодоягодный кисель, свежее подсолнечное масло, вкусные казинаки. Что же произошло с заводом, продукция которого была популярна у горловчан?

Еще в 45-50 годах прошлого столетия Василий Дикань стал развивать одну из отраслей пищевой промышленности в Горловке – выпуск безалкогольных напитков. Он использовал для этой цели полуразрушенные здания, заброшенные сараи, ветхие сооружения Никитовского и Центрально-Городского районов.

Централизованным порядком были построены пивзавод, котельная, цех безалкогольных напитков, цех по изготовлению кваса, уксуса. При этом,  в развитие предприятия не было вложено ни копейки государственных средств. Все строилось за счет прибыли, а также за кредиты, выдаваемые Стройбанком.

Вкус детства

Почему наше пиво так и не стало знаменитым «Горловским» или «Шахтерским», как сейчас «Сармат» или «Оболонь»?

«Возможно, я буду не прав, но, кажется, причина вся в том, что Василий Васильевич Дикань (бывший директор завода - прим. автора), сидящий, образно говоря, на бочках со спиртом, ящиках с вином и пивом, спиртного совсем не употреблял. Тем более, пива. Замечу, он и за рулем служебной автомашины в основном сидел сам, тут уже не до спиртного или глотка пива. Поэтому, должного внимания не уделялось производству пива – есть реализация, ну и ладно. Забот хватало и с другой продукцией", - писал в начале 90-х своем очерке в городской газете "Кочегарка"журналист Станислав Белецкий.

Пиво в Горловке производилось различное

А потом развернулась антиалкогольная кампания. Как ни упорствовали, как ни хитрили на пивзаводе, но пришлось пустить под слом цех плодово-ягодного вина. И сразу это негативно сказалось на выполнении производственной программы, резко уменьшилась прибыль.

Как решились производить печенье

Но Дикань не был бы Диканем, если бы сложил руки в угоду обстоятельствам. Не раз и не два собирал он своих специалистов, советовался с ними: «Ну, что будем делать? Думайте!»

И добились своего! Станиславу Белецкому тоже пришлось присутствовать на пуске технологической линии, еще теплое, ароматно пахнущее ванилью печенье он пробовал на вкус.

Правда, первое, видно еще не сумели отрегулировать линию выпечки, вышло несколько подгоревшим. Но начальник нового цеха Владимир Огрыза был на седьмом небе от радости: "Раз запустили линию – сделаем все как надо. Дела у нас, посмотрите, пойдут"

 Действительно, в короткий срок обучили людей, отладили технологию, и печенье с горловской маркой пошло в торговую сеть.

Уксус начали разливать в 70-х годах

В семидесятых годах прошлого века на пивзаводе запускали в эксплуатацию новый цех – уксусный. Для того времени это было событием – внедрялась совершенно новая технология производства продукта, автоматическая линия его разлива в посуду.

По сравнению с гигантами промышленного производства города, пивзавод с его штатом в 500-600 трудящихся был мало заметен. Но жизнь здесь «била ключом». Пожалуй, редко какой год обходилось без сообщения о том, что пищевики освоили выпуск того или иного вида продукции.

Как на пивзаводе заработал цех, выпускающий плодово-ягодное вино

Однажды, проезжая со строителями мимо большого фруктового сада в Константиновском районе, журналист увидел жуткую картину: самосвалы высыпали в огромный ров полные кузова спелых яблок. А бульдозер, сновавший взад-вперед, засыпал эти дары солнца землей.

Людям объяснили: урожай большой, яблоки никто не покупает, не отдавать же их даром? Чтобы они не гнили прямо в саду, яблоки собирают и пускают под нож бульдозера. «А можно же повидло делать, вино, - заметил кто-то из моих дорожных спутников. – Хозяин нужен…»

Директор завода Василий Дикань словно подслушал эти мысли. Он объездил окрестные совхозы и колхозы, имевшие сады, узнал об их возможностях, договорился о покупке фруктов. И на пивзаводе заработал новый цех, выпускающий плодово-ягодное вино.

А в итоге: «Спасибо, что хоть сам живым остался…»

Однажды Василий Васильевич Дикань предложил журналисту написать книгу о том, «как создавался наш завод, как мы его строили по камешку, по кирпичику, как покупали отслужившие свой срок армейские автомобили, реставрировали их, организовывали свой гараж, как учили людей, создавали трудовой коллектив».

«Рассказы Диканя я записывал на свой «Протон», а для страховки – в блокнот. Оставалось самое главное – обработать записи, сгруппировать и подготовить к печати. И вот еще один звонок от Диканя. А звонил он, как правило, по субботам. Попросил: «Возьми то, что записал и выйди на улицу, поедем, поговорим», - вспоминал Белецкий. - Поехали в сторону Короленковских прудов. Василий Васильевич взял у меня кассеты, подержал в руке (а магнитофон я в спешке забыл взять с собой), и говорит: «Многовато я наговорил. Выбрось, если можешь… Лишнее все это. И то, что писал – порви. Я не хочу, чтобы все это печаталось».

Вопросов о причине такого предложения у меня в голове роилось множество. Но я, удивленный, не задал ни одного. И Дикань никак не стал объяснять свое неожиданное решение. Лишь посмотрел на меня так, словно видел впервые и тихо-тихо  проговорил: «Скажи спасибо, что я еще с тобой встретился. А вообще жить так интересно!», - добавил с тоской в голосе.

После этого мне довелось еще много раз встречаться с Василием Васильевичем. О нашей, было начавшейся и так внезапно прекратившейся совместной творческой работе, мы не говорили никогда. Словно и не было ничего такого.

В конце лета 1990 года  Василий Васильевич приезжал в Горловку из Краматорска, куда перебрался жить рядом с дочерью. Виделся бывший директор с заводчанами. Моя соседка по даче, всю жизнь проработавшая на пивзаводе, спросила у Диканя: «Что же будет теперь, когда заводские корпуса купили отдельные владельцы, распродали автогараж, а работы людям нет?»  Василий Васильевич ответил, как всегда, загадочно: «Спасибо, что хоть сам живым остался…»

Сейчас ни директора  Василия Диканя, ни журналиста Станислава Белецкого уже нет среди нас. Как и нет продукции Горловского пивобезалкогольного завода…

При подготовке материала использованы воспоминания бывшего журналиста городской газеты «Кочегарка» Станислава Белецкого, опубликованные в книге-антологии о Горловке, изданной бывшим председателем Центрально-Городского отделения Проминвестбанка Леонидом Смотрицким.

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Где в Горловке опаснее всего жить из-за обстрелов?
img

ПОСЛЕДНИЙКОММЕНТАРИЙ

auth простонародец 14 июня 2013 г.   9:08
Спасибо автору за статью, за ностальгию
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else