среда, 24 апреля
img

НОВОСТЬ

Владыка Митрофан: «Нужно понимать, что священник строит храм не для себя, а для людей. Он или умрет, или уйдет в другой приход, а храм останется»

Владыка Митрофан: «Нужно понимать, что священник строит храм не для себя, а для людей. Он или умрет, или уйдет в другой приход, а храм останется»

Уже шесть лет прошло с момента,  как в трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось наречение архимандрита Митрофана (в миру – Андрея Никитина) во епископа Горловского и Славянского. Владыке Митрофану всего 36 лет, но у него свой взгляд на происходящее в Горловке и стране. И, в отличие от многих более публичных людей, чем он, епископ не уклоняется от ответа на непростые вопросы.

Сегодня в рамках проекта «Черное и белое» - первая часть беседы с епископом Горловским и Славянским Митрофаном.

- Владыка, как Церковь относится к влиятельности института Церкви среди граждан? Ведь не секрет, что за последние годы количество прихожан возросло, на территории города строятся новые храмы. Это скорее данность или что-то приобретенное?

- Отвечая на этот вопрос, нужно определиться,  о каком периоде идет речь. В разные исторические времена отношения Церкви, государства и общества складывались по-разному. Если мы возвратимся на 20 лет назад, то в Донецкой области было всего лишь 70 приходов. Среди них было только  три типовых храма, то есть построенных изначально как храмовые здания, остальные же располагались в приспособленных помещениях.

Тогда старались, чтобы на храмах ни крестов, ни куполов не было. Как правило, храмы располагались в районах, куда было тяжело добраться. Представьте, что такое на 6 миллионов человек, проживающих в Донецкой области в 90-е годы, всего лишь 71 приход! О каком влиянии могла идти речь?

За 20 лет ситуация, конечно, изменилась. И мы сегодня – две епархии, расположенные на территории Донецкой области -  имеем  больше 700 приходов. У нас есть своя лавра, 7 монастырей, построенные и вновь освященные храмы.

Например, в Горловке строится кафедральный собор – на этом месте раньше никогда храма не было. И такие примеры не единичны: в районах, селах и городах появляются новые церкви. Никакой государственной поддержки мы не имеем, и поэтому говорить о том, что это происходит благодаря политике государства, мы не можем. Конечно же, среди государственных деятелей есть верующие люди, которые помогают Церкви материально, но это их частная инициатива.

Есть целый пласт личных взаимоотношений, которые складываются между людьми разных сословий и профессий. Это и дает возможность строить храмы, возрождать монастыри. Нужно понимать, что священник строит храм не для себя, а для людей. Он или умрет, или уйдет в другой приход, а храм останется.

По мнению Владыки, "мы  пользуемся и живем не своим авторитетом, а тысячелетней историей, которая у нас есть, и к которой нельзя относиться без уважения. Это сотни святых, мучеников, и мы всем говорим: «Посмотрите, это наше сокровище, это наше достояние, это наша национальная святыня»

За последние годы увеличилось число приходов, а значит, и число прихожан, появились новые направления деятельности, в том числе социальная работа, образовательные, благотворительные и культурные проекты. Со стороны это может казаться увеличением влияния. Кто-то думает, что именно в этой деятельности заключается весь смысл жизни Церкви.

Но в жизни Церкви есть другая сторона, и она – самая интересная. Мы ведь пользуемся и живем не своим авторитетом, а  тысячелетней историей, которая у нас есть, и к которой нельзя относиться без уважения. Это сотни святых, мучеников, и мы всем говорим: «Посмотрите, это наше сокровище, это наше достояние, это наша национальная святыня». Это то, чем мы можем гордиться перед всем миром - и в том числе перед странами, которые у нас принято называть западными.

Если Япония, или Америка, или любая другая страна Европы демонстрирует нам высокий уровень потребления или высокие стандарты техники, медицины, обслуживания, мы со всем этим согласимся, горестно вздохнем и скажем: «Да, нам до них далеко». Но, с другой стороны, ни одна страна мира никогда не дала Богу столько святых, которые не словом, а своей жизнью засвидетельствовали верность Христу, нравственные идеалы святости.

 Ни один народ святым не называли. Нет Святого Китая, Германии или Америки, Франции. А Святая Русь была. Так называли себя не сами наши предки, а те, кто был с ними знаком, кто жил рядом с границами Руси. Авторитет нашей истории, истории жизни во Христе, перешел к нам как дар, как наследство, которое мы получили и которым пользуемся сегодня.

- Интересное мнение…

…И понятно, что с приезжими, может, мы и говорим о политике и экономике. Но им-то интересно не это. В данных аспектах они разбираются лучше любого духовного лица. И люди приходят к священнослужителю не за советом: «В какой банк деньги вкладывать?», «Идти на выборы или не идти?», «Покупать завод или нет?». Хотя я не исключаю, что и эти вопросы необходимо с кем-то обсуждать. Именно в церковь люди идут за другим. Они идут как раз за тем, что Церковь имеет. За самым главным сокровищем, которое у нее есть.

Владыка Митрофан осознает, что большинство людей сегодня Церковь воспринимает как предприятие сферы услуг, но священнослужители пытаются объяснить, что "самое главное в Церкви – это Христос. Это Бог, Который стал человеком. Вот самое большое сокровище"

Несмотря на это, большинство людей сегодня Церковь воспринимает как предприятие  сферы услуг. Ты приходишь, платишь деньги – тебя окрестили. Ты приходишь, пишешь записку, платишь за нее деньги – за тебя помолились на литургии. Ты приходишь, платишь деньги, ставишь свечу – значит, взамен что-то решат, и у тебя тоже будет все неплохо. Причем, может быть это не озвучено так вульгарно, как я сейчас сказал, но подсознательно именно так человек воспринимает Церковь и все, что с ней связано.

Такие люди и требования к Церкви чаще всего предъявляют как к предприятию сферы услуг: «Почему у вас такие свечи дорогие? Они должны быть дешевле», «Почему ко мне не так обратились, не так встретили, не так сказали?».

Это самые распространенные претензии. Но люди, которые так говорят, не понимают, что, переступая порог храма, попадая сакральное пространство, в другой мир, своим поведением, громкими криками, неуместными словами и выражениями кому-то делают больно. Человек даже не задумывается о своем неправильном поведении, о том, что в храме совсем другие нормы, чем за его пределами.

У прихожан может быть соответствующая ответная реакция – когда людям больно, они начинают обороняться. Из такой ситуации кто-то может сделать неправильный вывод: раз мне бабушка не так что-то сказала, в церковь я больше ходить не буду. Но нам хочется объяснить людям: в церкви можно приобрести многое.

И мудрость, которая есть в  истории, и опыт, который сложился в семейных и государственных отношениях между людьми. Но самое главное в Церкви – это Христос. Это Бог, Который стал человеком. Вот самое большое сокровище. Если будешь иметь все, а этого не будешь иметь, то ты по сути дела прошел мимо самого главного.

И какими бы ни были храмы – большими и красивыми либо маленькими и невзрачными, какими бы ни были священники – образованными, очень привлекательными или, быть может, наоборот, - главное не в этом.

Главное в том, что в Церкви есть благодать Божия, в Церкви пребывает божественная сила, которой людям не хватает, и которую они ищут. Значит, Церковь будет во все времена. Во все века. Вне зависимости от того, какая сейчас эпоха, какой строй, кто находится у власти, сколько кто зарабатывает денег, каким пользуется влиянием и авторитетом.

Влияние и авторитет Церкви – это не земная власть. В этом смысле Церковь можно сравнить с источником в пустыне: тебе хочется пить, есть только один источник, и больше утолить жажду негде. И ответ на вопрос: «Что этот источник значит для всех, кто живет в пустыне?» - понятен без объяснений. Это единственное место, возле которого можно выжить и остаться при этом человеком. Воды хватает на всех. Дефицита нет. Такое влияние имеет Церковь во все времена - и будет иметь в будущем, вне зависимости от того, мы будем жить либо кто-то другой.

- Бытует мнение,  что люди более склонны обращаться к вере, когда в обществе не все в порядке. В пример приводят времена ВОВ, когда даже Сталин немного поменял свое отношение к религии и были определенные послабления. И в период независимой Украины не все так хорошо получается в экономических преобразованиях. И отдельные люди, устав от проблем в государстве и дома, чаще всего начинают обращаться к Церкви и Богу. Так это или нет?

- И так, и не так одновременно. Проблемы - это одна из причин, по которым люди могут обращаться к Богу, не видя достаточного основания что-то другое назвать смыслом нашей жизни.

Нам всегда кажется, что уровень счастья человека зависит от уровня потребления. Вот чем больше ты потребляешь – тем больше у тебя счастья. Сегодняшнее общество так и называют – «общество потребления». Это не мой термин, не я его придумал. Но почему это так?

У человека складывается ложное понимание счастья. Чтобы потреблять, нужны деньги, а раз их нет – жизнь плохая. И наоборот – деньги есть, потребляешь – значит, жизнь хорошая. Люди, которые так думают, должны задуматься вот над чем: почему в странах с уровнем потребления гораздо выше нашего  огромное количество людей считают свою жизнь несчастной и уверены, что им этого уровня потребления не хватает?

Влияние и авторитет Церкви – это не земная власть. В этом смысле Церковь можно сравнить с источником в пустыне: тебе хочется пить, есть только один источник, и больше утолить жажду негде. И ответ на вопрос: «Что этот источник значит для всех, кто живет в пустыне?» - понятен без объяснений. Это единственное место, возле которого можно выжить и остаться при этом человеком.

Сколько бы ты не потреблял, ты никогда только от этого счастливым не будешь. В Евангелии есть такие слова «не хлебом единым жив человек».

Но на сегодняшний день никто не хочет ограничить себя в потреблении, но при этом все понимают, что идя дальше такими темпами, мы скоро истощим запасы всего, что у нас есть. Тупик. Люди ходят по кругу и думают о том, как, не прекращая потребления, сохранить его объем и запасы. Приходят иногда к выходу, что количество людей должно быть меньше.

Нельзя утверждать, что люди идут в церковь только лишь из-за экономического неблагополучия или испытывая значительные трудности и неурядицы. Мол, мне плохо – и я иду в церковь. Часто это так, но не всегда.

Очень много людей в церковь идет не потому, что что-то или кого-то потеряли. Наоборот, имея все, они до конца так и не удовлетворены. Они ищут то, что делает человека полноценной личностью. Если, допустим, ты будешь развивать физически одну руку, то на ней будут мышцы, а в другой ты будешь еле держать ложку и с трудом брать кусок хлеба - это нормально? Нет. Человеку нужны две руки. Так же и человеку для того, чтобы быть полноценной личностью, нужно развивать не только тело, но и душу.

Миссия Церкви – в большем количестве людей пробудить желание обратить внимание на духовную сторону своего развития, начать вести духовную жизнь. Когда это происходит, внешне человек остается тем же Иваном Ивановичем или Петром Сергеевичем, работает или учителем, или инженером, или рабочим, или поваром, шахтером – кем угодно. Но меняется его внутренний, духовный мир – он становится намного богаче. Человек по-другому начинает воспринимать окружающую жизнь, видеть ее  по-другому. Какие-то шторы с глаз спадают. И, естественно, это отражается и на его словах, и на его поступках.

- Вы с этим связываете тот факт, что сегодня очень много высокопоставленных чиновников, людей, успешных в бизнесе, во власти, открыто демонстрируют свое позитивное отношение к Церкви?

- Это преувеличение. На самом деле, таких людей очень мало. Если попытаться их сосчитать, то из 100 человек можно назвать одного. Точно такое же соотношение верующих и неверующих и в других слоях общества.

- Владыка, скажите, какой будет православная Горловка через несколько лет? Сейчас достраивается кафедральный собор. Что будет с деревянным храмом, Николаевским собором? Новое строительство ведется и в Крестовоздвиженском храме…

У Владыки Митрофана грандиозные планы, о которых он рассказал сайту Gorlovka.ua. На фото - закладка Иверского храма в Никитовке

- Деревянный храм мы планируем перенести в микрорайон Строитель, а на его месте появится  красивая водосвятная часовня со скважиной, куда люди могут прийти и набрать воды. Часовня будет стоять на месте алтаря, и источником воды смогут пользоваться все желающие. Рядом с кафедральным собором  будет построена детская площадка.

Также рядом с собором будет духовно-просветительский центр с актовым и спортивным залами, 6 классами школы, медицинскими кабинетами, где будет вестись бесплатный прием, библиотекой, трапезной… Здание многофункционально, оно будет работать в едином комплексе с кафедральным собором.

Однако его проект пока существует только на бумаге, не вырыто ни одного ковша земли. В данный момент мы разрабатываем проектно-сметную документацию и после окончания строительства собора приступим к реализации широкомасштабных планов по строительству всего комплекса.

Планируется также дальнейшая реконструкция Николаевского собора. В ближайшее время мы также сможем увидеть ее результат. Пока говорить о том, что там будет сделано, не буду. Уверен, получится здорово.

Опять же, повторюсь: не все зависит от моих желаний и усилий. Есть еще на все разные обстоятельства, поэтому мы будем молиться Богу, чтобы воплотились все наши благие замыслы.

Но мне очень хотелось бы к концу осени завершить основной этап строительства и отслужить в новом соборе первую службу. Я не фанат строительства к какой-то дате, я всегда смотрю на целесообразность, чтобы не повредить технологии. Неразумно пытаться ускорять те процессы, которые так или иначе растянуты во времени: что-то должно высохнуть, что-то – выстояться. На все нужно время – одно дело «хочешь», другое – как это получается. Получится в этом году – слава Богу, не получится – не буду рвать на себе волосы и говорить, мол, «какой плохой год». Люди работают, какие-то изменения есть каждый день. Строительство движется.

- Не можем не спросить об источниках финансирования?

- Добрые люди. Пожертвования. Собор будет украшением не только города, но и области.

- Есть ли примеры подобного просветительского центра в городах Украины?

 - В Донецке есть такой комплекс, но в более мелких городах нет.  

- И хотя Горловка – не столица, но когда закладывался первый камень в фундамент собора приезжал губернатор Анатолий Близнюк. Затем его «наступник» Андрей Шишацкий тоже был.  Означает ли это, что у епархии есть взаимопонимание с руководством области?

По словам Владыки, во всей области нет ни одного района или города, где бы у нас не было нормальных взаимоотношений с представителями государственной власти.

- Меня, кстати, когда приезжал Андрей Владимирович Шишацкий, не было. Я был в Киеве и просил отца Владимира все показать. Слава Богу, у нас с властями есть и взаимопонимание, и нормальные отношения, и личный контакт. Я думаю, многого мы бы не могли сделать, если бы таких взаимоотношений не было. Во всей области нет ни одного района или города, где бы у нас не было нормальных взаимоотношений с представителями государственной власти. Поэтому на протяжение последних 20 лет мы нормально общаемся и трудимся вместе, помогаем друг другу в тех вопросах, которые в нашей компетенции.

Продолжение следует. Во второй части беседы Владыка ответил, как  относится к роскошному образу жизни некоторых священнослужителей, пользуется ли он Интернетом и готов ли вести собственный блог, высказал свое мнение о ситуации в городе и конфликтах последних двух лет. 

В комментариях к этому интервью высказывайте свои мнения о роли Церкви в нашей жизни, предлагайте, что необходимо изменить, с какими вопросами вы идете к священнослужителям. Чтобы диалог был более полноценным, сайт Gorlovka.ua предлагает его вести цивилизованно: комментарии и вопросы вы можете оставить не анонимно, а через аккаунты в соцсетях.

 


 

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Закончится ли в 2024 году война?
img

ПОСЛЕДНИЙКОММЕНТАРИЙ

auth Коба Кпе 28 апреля 2013 г.   16:29
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божью от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что, каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный». (послание апостола Павла,6:5-8).
img

ЕЩЕ НОВОСТИ

В РУБРИКЕ corn
ВСЕ corn
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else