четверг, 10 апреля
img

НОВОСТЬ

Эдуард Каштановский: «Кочегарка» не продается! О предлагаемых суммах даже и не спрашивал»

Эдуард Каштановский: «Кочегарка» не продается! О предлагаемых суммах даже и не спрашивал»

Основателя социальной сети Facebook Марка Цукерберга по праву называют одним из самых богатых и влиятельных людей мира. Созданная им империя сегодня стоит как несколько заводов и пароходов вместе взятых. Его влияние – бесспорно.

Бессменного редактора городской газеты «Кочегарка» Эдуарда Каштановского наверняка радуют тиражи издания и объемы рекламы.  Его значимость сосредоточена на газетных полосах, влияние – в «кочегаровских» материалах, отражающих общественные настроения горожан.

О главреде «Кочегарки» в Горловке знают многие. Еще больше ходит слухов о приписываемых ему капиталах и суровых правилах редакционного быта в старейшей газете города.

Где-то резкий, но одновременно отходчивый, в разговоре «под запись», который происходит в его святая святых – кабинете главреда, лишенном всяческих изысков и напоминающем времена эпохи застоя, Эдуард Казимирович ведет себя как дипломат, заранее установив правила игры. Едва услышав ремарку, что в рамках проекта «Черное и Белое» мы будем пытаться «спрашивать его обо всем», отрезает: «А я буду отвечать все, что хочу!».

- Эдуард Казимирович, Вы уже 33 года являетесь главным редактором «Кочегарки». Помните, как начинался Ваш творческий путь в газете? Неужели  за столько лет она Вам не надоела?

- Секрет один - к перемене мест я не особо охоч. Из записей в трудовой книжке у меня сначала училище, затем полтора года - шахта «Кочегарка», а потом газета.
Журналистом же я твердо решил стать после того, как с первого раза  не удалось поступить на факультет журналистики Ростовского университета. Считал, это было несправедливо, и написал по данному поводу обширную статью во всесоюзное издание «Журналист». Концовка там была такая: «Все равно я буду журналистом!». Из всего моего текста в печать вышла только эта фраза, и подпись - Эдуард Каштановский. Вот так в 1967 году и состоялся мой дебют на журналистской ниве.

Кстати, подобным образом «учили жизни» и в «Кочегарке», куда я пришел в январе 1969 года. Первые объемные материалы коллеги сокращали до заметки. Конечно, было обидно, но в то время в газете подобрался прекрасный коллектив, журналисты с именами, с которых следовало брать пример. Они настолько знали производство, что могли написать, например, репортаж с шахты, не выходя из кабинета. И такое у нас бывало...

- То есть, без малого полвека Вы в «Кочегарке»?

- Сначала рядовым, затем были должности заведующего отделом партийной жизни, ответственного секретаря и, наконец, редактора – с июля 1978 года.

- В то время в Горловке была только одна городская газета, наверняка  ее авторитет среди читателей и горожан был высок.  Вас, как человека опытного и знающего требования читателей, пытались переманить «на сторону»?

- Приглашали в свое время и в Харьков по журналистской стезе, и инструктором в сектор печати отдела пропаганды и агитации обкома партии. Но тогда я уже немного знал работу здесь и понимал, что стоять навытяжку не смогу, не для меня это. Газета же в то время была хорошая, и потому такие вольности, как отказ переходить, мне прощались. Тем более, что перед этим на заседании бюро обкома партии слушали отчет о работе «Кочегарки». Тогда впервые на моей памяти было принято решение - не просто принять к сведению или того хуже - пропесочить издание, а одобрить!

- Вы так подробно говорите о советском периоде в жизни «Кочегарки», прослеживается ностальгия по тем временам…

- Ностальгии нет, просто те годы не сравнимы с нынешними. Тогда «Кочегарка» выходила 5 раз в неделю, мы были такими разными и одновременно едиными в устремлениях… Например, после завершения рабочего дня, в редакции начиналось творчество: на столе могла появиться бутылочка, не без этого! Но не для сабантуя или просто так - обсуждались номера, высказывались идеи для новых тем. Да и в субботу не было такого случая, чтобы человек 5 не вышли на работу. Я сам знал, что за этот день смогу подчистить все хвосты за неделю, что-то сдать, подправить…

- Листая подшивки газеты за последние 20 лет мы видим, что внешний вид «Кочегарки» практически не изменился. Не находите странным, что в других городах, да и у нас, за это время одни издания «добавили» в цвете, используют мелованную бумагу, а в самой тиражной газете Горловки появилась разве что «синева»?

- Я только «за» то, чтобы выходить в цвете и чтобы наполнение газеты было таким, как, например, в краматорском «Восточном проекте». Другое дело, а что вкладывается в эту оболочку сегодня? Для меня главное -  это содержание. И вот такая деталь: мы верны коллективу, с которым идем рука об руку почти 80 лет - нашим партнерам из Горловской типографии. Не скрою, нас приглашали перейти печататься в другие типографии, но может, когда-то наступит такое время. Однако не сегодня.

Что касается внешнего вида газеты, то хоть и немножко, но он изменился. Ведь «Кочегарка» всегда была черно-белая газета, жирные черные полосы. Позже мы отдали дань времени - убрали эти черные линии, но такого «воздуха», как в других газетах, у нас и сегодня действительно нет. Утрамбовываемся постоянно, ведь места все равно не хватает.

- Как в этом случае хватило места для того, чтобы вернуть на первую полосу газеты Орден «Знак Почета», которым газета была награждена в 1979 году, и который на заре независимости Украины «Кочегарка» снимала?

- По ордену мы тогда сглупили. В начале 90-х, когда Компартию запрещали, поддались общим веяниям. Когда осмыслили ситуацию, вернули. И это опять-таки не ностальгия, а скорее восстановление справедливости. Мой редактор Виктор Николаевич Литвинов, кстати, одобрил такой шаг и при встрече об этом намекнул: «Я тебе ничего не сказал, когда ты снял Орден, а теперь, когда вернул на место, говорю, что молодец!». Это ведь заслуга газеты точно такая же, как и заслугой во все времена считался Орден Ленина или Орден Красной Звезды. Если человека наградили, разве он должен их выбросить на помойку только потому, что кто-то говорит нам о том, что Великая отечественная война была «всего-лишь» мировая?

Зато посмотрите, что сейчас происходит?! До абсурда доходит: какая-то газета стала лауреатом областного конкурса, и тут же пишет об этом. Я, например, противник того, что «Интер» называет себя «главным телеканалом страны», а «Донецкие новости» именуются «газетой № 1 в Донбассе». Кто делегировал им такое право?

Не приемлю, чтобы мы себя в «Кочегарке» хвалили. Можете проверить - за все эти годы указания регалий Каштановского, хоть его и награждали знаком Шахтерской славы, почетной грамотой Верховной Рады, присваивали звание заслуженного журналиста Украины, не было. Это принцип. Исключение было, когда у меня умерла мать, и я не был в редакции, занимался похоронами. Вернулся, а горком партии уже выразил соболезнование, которое пошло в печать. А был бы я на месте, и этого не было бы.

- Вы сейчас косвенно подтвердили то, о чем уже не первый год говорят в журналистской тусовке. Дескать, на Каштановском закольцовано абсолютно все в «Кочегарке», без его вычитки и разрешения не выйдет ни один материал, не говоря уже о макетировании газеты. Вы подтверждаете наличие такого «феномена Каштановского»?

- Хотите, чтобы я подтвердил, или опровергнул?

- Да.

- Скажу так: с одной стороны это хорошо, что все проходит через тебя. Так ты все знаешь, хоть и за все отвечаешь. Но, объективно говоря, хвалиться здесь особо нечем, это скорее моя беда. Вон там (показывает на кабинет напротив - прим. gorlovka.ua) должен быть человек, которому можно доверять все. В любой редакции ответственный секретарь приравнивается к главному инженеру.

Например, когда я пришел в газету, работал в этой должности Михаил Юрьевич Лавров, прекрасный мастер редактирования материалов. Потом и за время моего редакторства были хорошие ответственные секретари, но когда ушел последний из них, на преподавательскую работу, я не стал больше заполнять вакансию. Хотя если бы нашелся толковый человек, думаю, поменял бы свою точку зрения.

- За годы Вашего редакторства многие из тех, кто ранее работал в газете, пытался составить Вам конкуренцию - Григорий Авраменко создал «Криминал - Экспресс», Александрина Кругленко - «Вечернюю Горловку», Геннадий Новиков - «Разговор». Почему им так и не удалось выйти на уровень «Кочегарки»?

- Во-первых, и это самое главное, ниша была уже занята. Ведь не было такого, чтобы у «Кочегарки» наблюдался спад, и на этом фоне кто-то начал завоевывать рынок. Был стабильный тираж, который практически не меняется на протяжении последних лет, в пределах 22-25 тысяч, и газета его не растеряла.

Я беседовал с теми, кто открывал газеты в Горловке. В большинстве случаев никто не делал этого в пику «Кочегарке», это были определенные ответвления. Например, «Разговор» ориентировался больше на молодежь, в «Криминал-Экспрессе» Авраменко пытался воплотить те основы, которые получил при работе в областном еженедельнике. Другое дело, ситуация с созданием Пахомовым «Вечерней Горловки» (сначала она называлась «Время») - вот это было в пику нам. Но и с Александриной Яковлевной у меня оставались нормальные отношения. Я еще тогда говорил ей, что у нее газета похожа на семейное издание, издание для отдыха, а с учетом статуса газеты городского совета должна прежде всего освещать на всю катушку его работу, например как «Жизнь» сейчас.

Когда в «Вечерку» пришел Владислав Леошко, тематика публикаций газеты поменялась с ног на голову, очень много места отводится школьно-образовательной, медицинской, правовой тематике. А проблемам, которые есть в городе, не уделяется столь пристальное внимание.

- В развитии газеты был период, когда «Кочегарка» открыто конфликтовала с «Вечерней Горловкой». Вам не кажется, что виновны в этом отчасти именно Вы, ведь именно Эдуард Каштановский в свое время посоветовал своего 1-го заместителя, Владислава Леошко на должность главного редактора газеты горсовета?

- Было так: тогдашний мэр Виктор Рогач пригласил меня к себе и сказал, что Кругленко будет уходить из «Вечерки», предложив мне… ее возглавить. Я естественно отказался и тогда он спросил, кого могу посоветовать. Перебрав всех в голове, я порекомендовал Леошко, потому что знал его как исполнительного и старательного журналиста, наиболее достойного для этой должности из всех, кто пришел на ум. Тогда я не знал, что Рогач уже с ним разговаривал…

- «Кочегарка» рассталась с Леошко по-хорошему, или на ножах?

- Мы беседовали с Владиславом Евгеньевичем и я говорил, что опередить «Кочегарку» можно только за счет содержания газеты, и в таком случае у меня обид никаких не будет. Но пошло все иначе. В «ВГ» перекочевали многие рубрики «Кочегарки», о тематике я уже сказал. Началось то, что мы всегда осуждали - начали выбиваться деньги на содержание «ВГ» из бюджета. Я же всегда говорил, что газета должна быть финансово-независимой и не пользоваться административным ресурсом, чтобы загнобить конкурентов, и это породило конфликт. Тогда редактора газет подписались под соответствующим обращением к депутатам, и началось нелицеприятное выяснение отношений. Которое в результате, и привело к полному разрыву связей.

- Мы затронули в беседе период развития газеты в относительно спокойную советскую эпоху. Следом за ней пришли суровые 90-е, когда Вы со страниц «Кочегарки» обращались к власть имущим и бизнесменам города с просьбой помочь газете, страдающей из-за перебоев с поставками бумаги. Не складывалось ли у главреда Каштановского тогда ощущение, что газета находится на грани закрытия?

- Слукавлю, если скажу, что не было тяжело. Начались проблемы с краской, затем бумагой, мы начали выходить два, а потом три раза в неделю. Ожидать помощи от партийных органов уже не приходилось, но спасибо, где-то помогли предприятия Горловки. В целом же настрой был боевой, и даже спустя годы коллектив говорит, что в то неспокойное время я сумел провести газету через рифы кризиса. Упади бы мы тогда, уже бы и не открылись.

- Случались ли в Вашей практике редакторства в советское время случаи, когда по звонку, просьбе или директивно снимались материалы?

- Чтобы снять - такого не было. Другое дело, что в партийные времена даже порой просили по ряду злободневных вопросов (отопление, крыши, подвалы) обратить внимание и поднять на страницах газеты.

- Не поверим, что за годы независимости к Вам не поступали предложения о покупке «Кочегарки». В городе даже ходили слухи о сумме в 100 тыс. грн., которую в конце 90-х якобы Вам обещали…

- Последний такой звонок был года полтора-два назад, но я тогда сказал четко: «Кочегарка не продается». Поэтому о суммах даже и не спрашивал. Кроме «покупки» была еще попытка войти в газету соучредителями, причем это делалось на высоком уровне, когда в области создавался медиахолдинг. Нам предлагали «ужаться» до 49%, обещали значительные вливания средств на ремонт, сулили ростом зарплат и так далее, но мы на это не пошли.

- Если спросить у горловских журналистов, кто может возглавить «Кочегарку» после ухода Эдуарда Каштановского на заслуженный отдых, внятного ответа едва ли можно услышать. Вы готовите себе преемника?

- Безусловно, меня терзает этот вопрос. Но где он есть, этот преемник, назовите?

- Это скорее человек из трудового коллектива или Вы не исключаете варианта пригласить кого-то со стороны?

- Вариантов много, можно и найти, и пригласить, и дать зарплату. Рассматривать можно все, это легко. Другое дело, что осуществлять это непросто. В принципе ни один из вариантов исключать я бы не стал.

Продолжение следует…

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Где в Горловке опаснее всего жить из-за обстрелов?
13 чел. Центр города (возле исполкома)
5 чел. пос. шахты Гагарина
4 чел. жм.Комсомолец
3 чел. Пантелеймоновка
3 чел. Бессарабка
1 чел. жм. Строителей
1 чел. Кондратьевка
1 чел. пос. Октябрьский
1 чел. Калиновка
0 чел. жм.Солнечный (245 квартал)
Всего проголосовали
32 чел.
img

ПОСЛЕДНИЙКОММЕНТАРИЙ

auth я так думаю 8 июня 2012 г.   15:48
может Губаш в каком-то месте и умен, но не интересен. В Кочегарке лишь Каштановский заслуживает внимания, как неординарный человек. Губаш ничего не создал, он наемный рабочий. Каштановский создал бренд, своего рода империю, пусть и местного "разлива"
img

ЕЩЕ НОВОСТИ

В РУБРИКЕ corn
ВСЕ corn
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else