четверг, 14 ноября
img

НОВОСТЬ

Живопись маслом: вершина классической художественной культуры

Живопись маслом: вершина классической художественной культуры

Появление масляных красок положило начало новой эпохе в истории мирового искусства. Уникальный художественный материал подарил картинам сочную цветовую гамму и долголетие: шедевры, написанные сотни лет назад до сих пор радуют посетителей музеев и демонстрируют особенности художественной культуры прошлого. Эволюция техник масляной живописи превратила ее в одно из самых влиятельных направлений изобразительного искусства. 

История появления и развитие

Изобретение живописи маслом приписывают голландским художникам XV века, братьям Ван Эйк.  Как художественный материал масляные краски были известны еще до нашей эры, но всемирную популярность они получили в эпоху станковой живописи. В масляную смесь братья-художники добавляли лак, придававший изображениям на картинах характерный блеск и свечение.

Изобретение голландцев быстро приобрело популярность и в других странах Европы. Вскоре итальянский художник Пьеро делла Франческа начал использовать новые краски вместо популярной в то время яичной темперы. Глубина цвета и насыщенность тонов также очаровали венецианского мастера Джованни Беллини, который наносил ее тонкими слоями поверх темперного подмалевка.

В своих работах комбинацию двух типов материалов практиковал Рафаэль. Он первым начал использовать пигменты, смешанные с каштановым маслом. Это новшество устранило характерную для льняного масла желтизну, а также придало белым и синим мазкам в живописи неба большей насыщенности цветов.

Уже в XVI веке живопись маслом обретает заслуженную популярность, а пигменты, смешанные с маслянистой основой, повсеместно используются в качестве самодостаточного художественного материала. Во времена Тициана и Тинторетто тысячи художников писали картины исключительно маслом.

Спустя еще сотню лет в моду входит имприматура (тонированная поверхность). Светлые части исполнялись при помощи ярких непрозрачных красок, а для темных изображений использовали менее укрывистые пигменты, предназначенные для лессировки (покрытия тонкими слоями основного рисунка). Параллельно мастера активно экспериментируют с грунтовками, приготовленными на основании глины и других материалов.

Основной преградой для художников, ограничивающей использование масляных красок, была скорость их высыхания. Решение проблемы было предложено только в начале XIX века английским художником Джеймсом Хамсом, создавшим первые металлические тюбики. Инновация подарила мастерам свободу от студии и дала мощный импульс развитию пленэрной пейзажной живописи маслом.

Художники могли выполнять все этапы работы над картиной за пределами мастерской, не ожидая возвращения в студию. Таким образом мастерам удавалось запечатлеть на полотне яркие образы до того, как от них останутся холодные и лишенные всяких эмоций оттиски в памяти. Пьер Огюст Ренуар даже утверждал, что без красок в тюбиках не было бы импрессионизма. В ХХ веке популярность масляной живописи снижается ввиду появления новых художественных материалов и переосмысления эстетических идеалов прошлого.

Художественные материалы для живописи маслом

Основной материал масляной живописи – краски на основе растительного масла. В алюминиевых тюбиках пигменты уже замешаны в стандартных пропорциях, поэтому для получения новых цветов их нужно смешивать с другими красками. Узнать дополнительную информацию о физико-химических свойствах материала можно на упаковке:

1. Количество звездочек указывает на цветоустойчивость (3 – максимальная, 2 – средняя, 1 - минимальная).

2. Цвет квадрата обозначает укрывистость (черный – минимальная прозрачность, черно-белый – средняя, белый – высокая прозрачность).

3. Колор-.индекс указывает на дополнительные цветовые характеристики

4. Номер обозначает наименование цвета.

Все эти характеристики влияют на выбор техники и скорость выцветания картины. В качестве основы используют ореховое, сафлоровое и льняное масла. Ввиду высокой стоимости материалов в качестве холста обычно используют льняное полотно, покрытое несколькими слоями грунтовки.

Для работы с красками используют кисти, изготовленные из различных синтетических и натуральных материалов. В стандартный набор входят следующие виды кисточек:

1. Щетина (для грубых мазков с фактурной поверхностью).

2. Колонковые (кисти для исполнения мельчайших деталей).

3. Синтетические (универсальные кисти).

Для работы также нужны разбавители и растворители. При помощи первых (терпентин или льняное масло) регулируют тональность цвета. Растворители (уайт-спирит, скипидар) используют для очистки поверхности полотна, мольберта и палитры от засохших пятен. Палитра имеет вид небольшой дощечки для разбавления и смешивания красок. В стандартный комплект для живописи также входит мастихин. Его используют для снятия эмульсии с полотна и выполнения широких мазков.

Интересные факты о живописи маслом

1. Самые ранние изображения, выполненные при помощи масляных красок, датируются VII веком до н. е. Это буддийские фрески в пещерах на территории современного Афганистана.

2. До изобретения металлического тюбика художники хранили пигменты в емкостях, изготовленных из мочевого пузыря свиньи. Вместо пробки в отверстие вставляли небольшой гвоздик.

3. Сухими на ощупь красящее вещество становятся уже через две недели, но окончательно процесс высыхания подходит к завершению спустя полгода.

4. Ляпис лазурь – самый дорогой пигмент. По стоимости он мог когда-то конкурировать с золотом. В Европу ляпис лазурь доставляли караванами с Ближнего Востока.

5. В состав пигментов часто входят различные минералы, и даже полудрагоценные камни.

Живопись маслом в Украине

После революции в химической промышленности в начале XX века масляные краски начинают терять популярность. Появление новых школ и течений в искусстве способствовало радикальному пересмотру традиционных средств выразительности. Современные художники, придерживаясь постмодернистских эстетических концепций, творят искусство за пределами холста с помощью нетрадиционных материалов.

Несмотря на это среди украинских мастеров можно найти немало страстных художников, влюбленных в масляную живопись. Тематика картин предельно широка: традиционный портрет, абстракцию, натюрморт и др. Отдельного внимания заслуживает пейзажная живопись. Несмотря на смысловую компактность, жанр радует поклонников картинами, доставляющими зрителю эстетическое наслаждение. Богатство цветов и фактурность красок на масляной основе позволяют каждый раз создавать художественно самоценные произведения.

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Закончится ли в 2024 году война?
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else