НОВОСТЬ
- 2411
- 6
Живопись маслом: вершина классической художественной культуры
Появление масляных красок положило начало новой эпохе в истории мирового искусства. Уникальный художественный материал подарил картинам сочную цветовую гамму и долголетие: шедевры, написанные сотни лет назад до сих пор радуют посетителей музеев и демонстрируют особенности художественной культуры прошлого. Эволюция техник масляной живописи превратила ее в одно из самых влиятельных направлений изобразительного искусства.
История появления и развитие
Изобретение живописи маслом приписывают голландским художникам XV века, братьям Ван Эйк. Как художественный материал масляные краски были известны еще до нашей эры, но всемирную популярность они получили в эпоху станковой живописи. В масляную смесь братья-художники добавляли лак, придававший изображениям на картинах характерный блеск и свечение.
Изобретение голландцев быстро приобрело популярность и в других странах Европы. Вскоре итальянский художник Пьеро делла Франческа начал использовать новые краски вместо популярной в то время яичной темперы. Глубина цвета и насыщенность тонов также очаровали венецианского мастера Джованни Беллини, который наносил ее тонкими слоями поверх темперного подмалевка.
В своих работах комбинацию двух типов материалов практиковал Рафаэль. Он первым начал использовать пигменты, смешанные с каштановым маслом. Это новшество устранило характерную для льняного масла желтизну, а также придало белым и синим мазкам в живописи неба большей насыщенности цветов.
Уже в XVI веке живопись маслом обретает заслуженную популярность, а пигменты, смешанные с маслянистой основой, повсеместно используются в качестве самодостаточного художественного материала. Во времена Тициана и Тинторетто тысячи художников писали картины исключительно маслом.
Спустя еще сотню лет в моду входит имприматура (тонированная поверхность). Светлые части исполнялись при помощи ярких непрозрачных красок, а для темных изображений использовали менее укрывистые пигменты, предназначенные для лессировки (покрытия тонкими слоями основного рисунка). Параллельно мастера активно экспериментируют с грунтовками, приготовленными на основании глины и других материалов.
Основной преградой для художников, ограничивающей использование масляных красок, была скорость их высыхания. Решение проблемы было предложено только в начале XIX века английским художником Джеймсом Хамсом, создавшим первые металлические тюбики. Инновация подарила мастерам свободу от студии и дала мощный импульс развитию пленэрной пейзажной живописи маслом.
Художники могли выполнять все этапы работы над картиной за пределами мастерской, не ожидая возвращения в студию. Таким образом мастерам удавалось запечатлеть на полотне яркие образы до того, как от них останутся холодные и лишенные всяких эмоций оттиски в памяти. Пьер Огюст Ренуар даже утверждал, что без красок в тюбиках не было бы импрессионизма. В ХХ веке популярность масляной живописи снижается ввиду появления новых художественных материалов и переосмысления эстетических идеалов прошлого.
Художественные материалы для живописи маслом
Основной материал масляной живописи – краски на основе растительного масла. В алюминиевых тюбиках пигменты уже замешаны в стандартных пропорциях, поэтому для получения новых цветов их нужно смешивать с другими красками. Узнать дополнительную информацию о физико-химических свойствах материала можно на упаковке:
1. Количество звездочек указывает на цветоустойчивость (3 – максимальная, 2 – средняя, 1 - минимальная).
2. Цвет квадрата обозначает укрывистость (черный – минимальная прозрачность, черно-белый – средняя, белый – высокая прозрачность).
3. Колор-.индекс указывает на дополнительные цветовые характеристики
4. Номер обозначает наименование цвета.
Все эти характеристики влияют на выбор техники и скорость выцветания картины. В качестве основы используют ореховое, сафлоровое и льняное масла. Ввиду высокой стоимости материалов в качестве холста обычно используют льняное полотно, покрытое несколькими слоями грунтовки.
Для работы с красками используют кисти, изготовленные из различных синтетических и натуральных материалов. В стандартный набор входят следующие виды кисточек:
1. Щетина (для грубых мазков с фактурной поверхностью).
2. Колонковые (кисти для исполнения мельчайших деталей).
3. Синтетические (универсальные кисти).
Для работы также нужны разбавители и растворители. При помощи первых (терпентин или льняное масло) регулируют тональность цвета. Растворители (уайт-спирит, скипидар) используют для очистки поверхности полотна, мольберта и палитры от засохших пятен. Палитра имеет вид небольшой дощечки для разбавления и смешивания красок. В стандартный комплект для живописи также входит мастихин. Его используют для снятия эмульсии с полотна и выполнения широких мазков.
Интересные факты о живописи маслом
1. Самые ранние изображения, выполненные при помощи масляных красок, датируются VII веком до н. е. Это буддийские фрески в пещерах на территории современного Афганистана.
2. До изобретения металлического тюбика художники хранили пигменты в емкостях, изготовленных из мочевого пузыря свиньи. Вместо пробки в отверстие вставляли небольшой гвоздик.
3. Сухими на ощупь красящее вещество становятся уже через две недели, но окончательно процесс высыхания подходит к завершению спустя полгода.
4. Ляпис лазурь – самый дорогой пигмент. По стоимости он мог когда-то конкурировать с золотом. В Европу ляпис лазурь доставляли караванами с Ближнего Востока.
5. В состав пигментов часто входят различные минералы, и даже полудрагоценные камни.
Живопись маслом в Украине
После революции в химической промышленности в начале XX века масляные краски начинают терять популярность. Появление новых школ и течений в искусстве способствовало радикальному пересмотру традиционных средств выразительности. Современные художники, придерживаясь постмодернистских эстетических концепций, творят искусство за пределами холста с помощью нетрадиционных материалов.
Несмотря на это среди украинских мастеров можно найти немало страстных художников, влюбленных в масляную живопись. Тематика картин предельно широка: традиционный портрет, абстракцию, натюрморт и др. Отдельного внимания заслуживает пейзажная живопись. Несмотря на смысловую компактность, жанр радует поклонников картинами, доставляющими зрителю эстетическое наслаждение. Богатство цветов и фактурность красок на масляной основе позволяют каждый раз создавать художественно самоценные произведения.
Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.
ОПРОС МНЕНИЯ
ЕЩЕ НОВОСТИ
- 168
- 1
- 343
- 1
- 254
- 1
НОВОСТЕЙ
- Советы на каждый день
- Википедия переселенца
- Истории переселенцев из оккупированных городов
- "НаТУРАЛьный обзор" на Gorlovka.ua
- «Дело мастера боится»: о людях разных профессий глазами юных журналистов медиа-группы «Скрепка»
- Дискуссионный клуб "Свобода выбора"
- Евромайдан-2013: мнения, впечатления активистов, точки зрения из Киева и Горловки
- Энергия успеха: бизнес-истории
- Черный вторник для "Стирола": авария, ее жертвы и последствия
- Вещи и товары недели: шоппинг-тур по горловским магазинам
- Банк городских идей
- День Победы 68 лет спустя. Воспоминания фронтовиков
- Я - горловчанин. Портрет горожанина
- Мои секреты здоровья и красоты
- "Прогулки по Донбассу" с Александриной Кругленко
- Публичная дуэль
- Вокруг света с Gorlovka.ua
- Убийство 9-летней Мирославы Дворянской: версии и факты
- Светлое Рождество Христово в Горловке: традиции празднования
- ТОП-20 самых влиятельных горловчан
- Нелетная погода: хроники зимы 2012-2013
- Правление Евгения Клепа: два года у власти
- Политический хип-хоп с Ириной Шевченко