НОВОСТЬ
- 2043
- 3
Как и зачем российское телевидение фокусирует внимание зрителей на внешних врагах – вместо внутренних проблем
Россияне продолжают жить и – главное – доверять российскому телевидению, которое с 2014 года «потчует» своих зрителей страшилками из Украины. Треть новостей на топовых каналах РФ посвящены Украине, представляемой в образе марионетки, и ее патронам – США и Европе. И если кто думает, что это делается несознательно и не по указанию из Кремля, то глубоко ошибается. Россия за 4 года с момента вооруженной агрессии использует шесть наративов при освещении украинского вопроса. Наративы – это изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Какие наративы «вшиваются» российскому телезрителю, нам пояснил Руслан Кавацюк, советник вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины.
- Как вы определяли эти образы Украины на российском телевидении, неужели смотрели все выпуски новостей?
- Мы попытались понять, что российская государственная машина пытается донести своей основной аудитории – внутренней, гражданам РФ. Когда к ним обращаются с определенными месседжами, то это более откровенные формулировки, не прикрытые дипломатическим языком. Это совсем не те слова и фразы, которые произносятся во время поездок за границу, или экспертами на разных конференциях.
При этом выбрали методологию, которая позволяет избежать эмоциональной оценки. Наша задача состояла в том, чтобы посчитать и определить – насколько информация, озвучиваемая на российских телеканалах об Украине, массовая? Это тенденция или нет?
- Так это и без исследования легко определить. Включаешь телевизор – там Украина. Заходишь в соцсети – все поливают грязью Украину.
- В рамках нашего исследования мы исходили из того, что российские фейковые новости и фабрики троллей – общеизвестны. Российские медиа фундаментально изменили парадигму новостей: факты и события используются для подтверждения заранее подготовленных наративов.
Мы хотели посмотреть глубже - не на инструментарий, который видим на поверхности. Какие истории пытается рассказать своей аудитории руководство Российской федерации, что важно для них? И еще мы все это попытались измерить.
Один из примеров наратива – Запад пытается завоевать Россию, но не удается. Это один из акцентов, которым российская власть «потчует» свою аудиторию. И для этого используется новостной контент – взяли новость о запуске Илоном Маском Теслы в космос, а масса российских ньюзмейкеров и СМИ прокомментировали эту тему. Но все их комментарии используют наратив, который свидетельствует о том, что Запад пытается каким-то образом Россию завоевать, опередить, но ему это не удается и не удастся в будущем.
В этом исследовании мы работали в партнерстве с одним из лидирующих в Украине маркетинговых агентств по исследованию СМИ – Mediascope.
- И, собственно, как проводилось исследование?
- Мы взяли российские топовые телеканалы и проанализировали их выпуски новостей и ток-шоу за 3,5 года. Затем перевели их в текстовый вид, далее - по ключевым словам, касающимся Украины, выбрали оттуда все упоминания.
Потом группа людей кодировала каждое упоминание и распределяла, к какому наративу оно относится.
- То есть вы реально пересмотрели и прочитали массу российских новостей об Украине. И, наверное, теперь все знаете о том, как построено телевидение в РФ.
- Да, в России телевидение является самым влиятельным средством массовой информации. Около 60% россиян получают информацию из телевизора. В Украине тоже высокий уровень потребления телевидения, но в России ТВ еще и пользуется доверием у жителей.
Часть телеканалов – Россия 1, НТВ и Первый канал – имели в 2017 году более 40% от общей аудитории. Телеканал Минобороны России «Звезда» - 3%.
В среднем россияне тратят 4,2 часа на ежедневный просмотр телевидения. Это показатель близкий и к украинским реалиям, и к европейским. Это не является чем-то радикально большим.
Все эти ТОП-3 канала или прямым, или непрямым способом подчиняются Кремлю. Есть такие каналы, как Россия 1, он напрямую принадлежат государству. А такие как НТВ входят в структуру «Газпром Медиа», другие каналы принадлежат ближайшему окружению Путина.
К сожалению, очень тяжело в российское информпространство пробиться внешней информации. Только 5% россиян говорят на английском языке, 6% - отдают предпочтение информации из иностранных СМИ, 7% путешествовали за пределы бывшего СССР в 2016 году.
- Кстати, а в Украине продолжают смотреть российские телеканалы даже после запрета?
- Мы проанализировали, какой охват российского телевидения в Украине в 2013 году (до начала войны с Российской федерацией) и в 2018 году. 3,7% - это показатель присутствия российского телевидения в 2013 году. Сейчас этот показатель мы не видим, поскольку российские каналы запрещены в Украине.
Также обратились к исследованию, которое провел Киевский международный институт социологии (КМИС) по заказу общественной организации «Детектор-медиа» в марте 2018 года. Согласно нему, около 2-3 миллионов украинцев получают сегодня информацию из российских медиа.
86% жителей Украины сверяют свои информационные часы по украинским телеканалам. 5% респондентов получают информацию о ситуации в Украине и мире из российских телеканалов. Но на востоке – 11%.
В большинстве (70%) пользуются спутником, часть еще имеет аналоговый доступ, кабельное телевидение, через интернет смотрят.
События в Украине, США и Европе на российском телевидении могут занимать 90%. Такой прием фокусирует внимание россиян на внешних врагах – вместо внутренних проблем. Бывают выпуски, в которых нет ни одной новости внутренней.
Но необходимо учитывать, что сейчас не очень популярно признаваться, что смотришь российское телевидение, поэтому при ответах на вопросы могла быть самоцензура у населения.
Если эти показатели сравнить с другими странами Восточной Европы – Молдовой, Грузией, Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, то в Украине сейчас один из самых высоких процентов людей, которые владеют русским языком и являются потенциальными потребителями российского ТВ, но самый низкий уровень проникновения.
- Если перейти к самим наративам. Один из них вы уже назвали, дескать, Запад пытается завоевать Россиию. Какие еще выявили?
- В нашем исследовании мы увидели, что во втором полугодии 2017 года соотношение негативных и позитивных новостей об Украине на российских телеканалах 10 к 1.
Ключевых наративов, которые покрывают 90% всего, что говорится об Украине в российских СМИ, выявили шесть.
- В Украине гражданская война (33%). Сюжеты посвящены делигитимации институтов власти в Украине, особенно Вооруженных сил, которые, по мнению российского телевидения, убивают мирных граждан, нарушают перемирие, несут страшные потери и поражения.
- Украина – это недогосударство (22%). В сюжетах указывается, что в Украине коррумпированная и слабая власть, жить небезопасная, экономика разваливается, люди разочарованы, убивают и терроризируют тех, кто за РФ. Итогом любой новости становится тезис о том, что Украина – недогосударство.
- Российская федерация помогает Донбассу (15%). Это идет речь о политической помощи, приеме беженцев, обмене пленными благодаря РФ, акциях поддержки Донбасса. Этим наративом российская власть пытается объяснить населению, почему Крым взяли в «русский мир», а Донбасс не взяли. С другой стороны, это – снижение напряжения на самом Донбассе, потому что местное население там тоже хочет получить ответ на данный вопрос. Из года в год Россия, обещавшая много всего, почему-то ничего не выполняет и через ТВ несет иные тезисы населению Донбасса.
- Русофобия в Украине (10%). Дескать, антироссийская позиция украинцев является причиной и оправданием агрессивного поведения РФ, а не наоборот. Пытаются донести мысль, что россияне вроде как имеют право на праведный гнев в отношении русофобских украинцев. Мол, украинцы преследуют самых слабых: детей, женщин и пожилых людей.
- Фашисты и радикалы уничтожают Украину (7%). В этом наративе видно, как культивируется священный долг прийти и остановить разрушение Украины фашистами и радикалами.
- Украина – марионетка Запада (6%). Успех Украины в европейском и евроатлантическом векторах объясняются россиянам в рамках модели «патрон – марионетка» или «кнут\пряник». Российские телевизионщики пытаются нивелировать все позитивные достижения Украины и показать западный вектор развития как несамостоятельный и направленный против России. Для этого наратива даже используются определенные эксперты из Запада – специально отобранные.
- К каким выводам вы пришли, проанализировав цифры и топовые наративы?
- Треть информации в российских медиа посвящены Украине. Это очень дисциплинированная и сосредоточенная коммуникация.
Главные объекты внимания – украинские государственные институты власти. Делегитимация украинской армии и власти в глазах жителей России. Коммуникация направлена на унижение и высмеивание Украины и украинцев.
Но самое главное – необходимо продемонстрировать российским зрителям, что выбор западного вектора развития не является успешным. Представители русского мира, по их взглядам, это украинцы, выбрали путь на Запад, и этот путь не увенчается успехом.
События в Украине, США и Европе на российском телевидении могут занимать 90%. Такой прием фокусирует внимание россиян на внешних врагах – вместо внутренних проблем. Бывают выпуски, в которых нет ни одной новости внутренней.
Это показатель того, как российская власть эффективно работает над тем, чтобы отвлекать внимание от внутренних проблем. Дескать, в России ничего не происходит, все стабильно. И очевидно, что после тех ужасов, которые ты видишь о жизни в Украине или Европе, ты выходишь на улицу российского городка и в принципе все нормально.
- Почему эта вся информация актуальна для нас, жителей Украины?
- К сожалению, более 60% украинцев не имеют достаточно информации о целях государства, в частности, в работе с востоком и югом Украины. Это очень хороший фундамент для работы российских нарративов. И это признак высокого уровня угрозы, который мы видим.
Почти 50% украинцев не поддерживают запрет российского телевидения, а 46% жителей нашей страны считают ошибкой запрет российских соцсетей.
По итогам исследования мы выработали рекомендации в рамках правового поля Украины и международного поля, в которых Украина является бенефициаром определенных соглашений и правовых механизмов.
Следует сформировать определение дезинформации и пропаганды, применение вражеской лексики в рамках гибридной войны России против Украины. Такие определения должны адекватно отображать ответы на угрозы, которые придумывает Кремль.
Необходимо учитывать, что сейчас не очень популярно признаваться, что смотришь российское телевидение, поэтому при ответах на вопросы могла быть самоцензура у населения.
Также необходимо изменить или адаптировать украинское законодательство в соответствии с этими определениями.
Помимо этого, мы считаем, что российские телеканалы и их представителей нельзя характеризовать и признавать как медиа. Их надо признавать инструментом пропаганды, направленным на разжигание межнациональной и межэтнической розни, оправдания агрессивной неправовой и преступной политики российского тоталитарного правительства.
Соответственно, российские медиа, которые принадлежат российскому правительству или контролируются российскими олигархами, не должны иметь тех самых свобод и прав, как другие медиа. Такие ограничения должны действовать как минимум до того времени, пока Россия демонстрирует агрессивную политику в отношении Украины.
Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.
ОПРОС МНЕНИЯ
ЕЩЕ НОВОСТИ
- 1066
- 1
- 1170
- 1
- 1077
- 1
- 1366
- 1
НОВОСТЕЙ
- Советы на каждый день
- Википедия переселенца
- Истории переселенцев из оккупированных городов
- "НаТУРАЛьный обзор" на Gorlovka.ua
- «Дело мастера боится»: о людях разных профессий глазами юных журналистов медиа-группы «Скрепка»
- Дискуссионный клуб "Свобода выбора"
- Евромайдан-2013: мнения, впечатления активистов, точки зрения из Киева и Горловки
- Энергия успеха: бизнес-истории
- Черный вторник для "Стирола": авария, ее жертвы и последствия
- Вещи и товары недели: шоппинг-тур по горловским магазинам
- Банк городских идей
- День Победы 68 лет спустя. Воспоминания фронтовиков
- Я - горловчанин. Портрет горожанина
- Мои секреты здоровья и красоты
- "Прогулки по Донбассу" с Александриной Кругленко
- Публичная дуэль
- Вокруг света с Gorlovka.ua
- Убийство 9-летней Мирославы Дворянской: версии и факты
- Светлое Рождество Христово в Горловке: традиции празднования
- ТОП-20 самых влиятельных горловчан
- Нелетная погода: хроники зимы 2012-2013
- Правление Евгения Клепа: два года у власти
- Политический хип-хоп с Ириной Шевченко