КАПУСТИН
Николай Гиршевич
выдающийся композитор, пианист
Жизненный путь
Будущий известный композитор родился в Горловке. И в возрасте семи лет начал заниматься на фортепиано под руководством Аврелиана Руббаха. Несмотря на то, что по прошествии определенного времени Капустин стал играть джаз, он полностью прошел путь обучения классического пианиста со всеми присущими этому атрибутами: играл гаммы, Баха, Клементи и т. д. Интересный факт: Аврелиан Руббах — ученик Ф. М. Блюменфельда, который, в свою очередь, был преподавателем Владимира Горовица и Симона Барера.
Из воспоминаний Николая Гиршевича: «Я учился у великолепного педагога, о котором мало кто знает и помнит - Аврелиан Руббах. Он стал моим первым серьезным преподавателем. Эти 11 лет я очень усиленно занимался».
В возрасте 13 лет Капустин создал свою первую фортепианную сонату, по словам самого композитора, написанную в классическом ключе.
В 50-х годах в возрасте 18 лет Капустин поступает в Московскую консерваторию, становясь учеником А. Б. Гольденвейзера. Александр Борисович к тому времени уже был достаточно стар (82 года), поэтому, по словам Капустина, не дал ему серьезной подготовки. Тем не менее, личность такого легендарного педагога, как Гольденвейзер, который лично был знаком с известнейшими музыкантами и композиторами того времени, не могла не повлиять на Капустина и на становление его как пианиста.
В 1961 Николай Капустин окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано. По словам композитора, изначально он вынашивал идею стать пианистом-виртуозом, исполняющим классику. Но в возрасте 20 лет Капустин загорелся джазом.
Во время обучения в Московской консерватории Николай Гиршевич присоединился к небольшой джазовой команде, раз в месяц игравшей ресторане для очень богатых американцев. «Этот ресторан часто посещали американцы, и в один прекрасный день они записали наше выступление. Очень скоро “Voice of America”начал передавать эту запись по радио», — рассказывает Капустин в интервью. Этот момент знаменует первый своеобразный «выход» Капустина в «открытый мир».
Как джазовый музыкант Капустин дебютировал в оркестре ЦДРИ под руководством Юрия Саульского, в составе которого выступал на фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). Стал известен как пианист оркестра Олега Лундстрема (1961-72), работал также в оркестре «Голубой экран» (1972-77) и в Государственном симфоническом оркестре кинематографии.
В последние три десятилетия Николай Капустин выступал крайне редко. Отличался феноменальной виртуозной техникой. В дальнейшем в большей степени выступал как композитор, исполняя преимущественно собственные произведения.
Его музыка звучит во всём мире; она украшает программы концертов и компакт-дисков выдающихся исполнителей - Н.А. Петрова, М-А. Амлена, А. Володина, В. Руденко, Дж. Сэлмона, Л. Ангелова и многих других.
Однако о стиле Капустина до сих пор спорят: многие музыканты классического толка считают, что это джаз; джазовые музыканты утверждают, что его музыка далека от джаза и больше напоминает классику. Некоторые критики называют её словом crossover, но сам Николай Капустин считает, что его стиль - fusion (смесь, сплав).
Сегодня у Николая Капустина уже более 140 опусов, среди которых 20 фортепианных сонат, 6 фортепианных концертов, "24 Прелюдии" и "24 Прелюдии и фуги" для фортепиано, камерная музыка для различных инструментальных составов и многое другое. Говоря в целом о личности композитора, стоить отметить тот факт, что Капустин является композитором-самоучкой, т. е. он не получал никакого профессионального композиторского образования ни в этот период, ни в последующие, вплоть до сегодняшних дней.
Если в 1998 году о Капустине знал лишь узкий круг людей, то, начиная с 1999 года, композитор перестает быть «надежно сохраненной тайной». Собственные записи своих же произведений Николай Гиршевич выпускает на лейблах Olympia, Triton, Boheme (перезаписи исполнений с «Мелодии»). Сторонние же записи публикуются на лейблах Hyperion, Nippon (японская звукозаписывающая компания).
Николай Капустин – живой классик наших дней, один из ведущих современных композиторов. О нем уже сложены легенды. Произведения Капустина все еще считаются "авангардом", классическим авангардом. Интересно, что Капустин – сам и выдающийся пианист-виртуоз, и композитор. Его считают одним из гениальнейших композиторов современности, интеллектуалом, соединившим каноны академической музыки с джазовой гармонией и импровизацией.
Цитаты
Я никогда не слышал этого раньше. И как только я начал сочинять, стало понятно, что это вполне реально. Я показал свои сочинения друзьям, они восприняли это очень хорошо, и понял — я на правильном пути
Я не люблю играть на сцене, но люблю записываться. Известность не является для меня целью, я не хочу быть известным
Многие композиторы пробовали использовать джаз в своих произведениях (например, Равель, Мийо и другие), но у них это было искусственно, нечто вроде пародии, а у меня без джаза никакой музыки быть не может: это язык, на котором я говорю
Железный занавес опустился на Советский Союз и ни один “серьезный” композитор не дерзнул прикоснуться к джазу. Я просто не знал о джазе, ибо в начале 50-х годов был изолирован от этого, как и все остальные
Гольденвейзер мне рассказывал о том, что именитые композиторы того времени говорили ему, он мне рассказывал о них те факты, которые вы никогда не прочтете в книгах. Это было весьма интересно. И он сильно любил меня, как студента
ИНФОРМАЦИЯ
Год рождения: 22 ноября 1937 года
Место рождения: г.Горловка
Место проживания: г.Москва
Образование: Московская консерватория по классу фортепиано
Сферы деятельности: пианист, композитор
Семейный статус: женат, есть дочь, тоже пианистка
ЕЩЕ ПЕРСОНЫ
- 91
- 0
- 221
- 0
- 251
- 0
- 242
- 0
- 670
- 0
- 232
- 0
- 390
- 0
- 418
- 0