пятница, 26 апреля
img

НОВОСТЬ

«Дорога домой»: Главные проблемы при пересечении линии соприкосновения в зоне АТО

«Дорога домой»: Главные проблемы при пересечении линии соприкосновения в зоне АТО

Действующий уже больше года пропускной режим с зоной АТО стал суровой реальностью для жителей оккупированной Горловки, которые хотят выехать через «Зайцево» на подконтрольную Украине территорию, а затем - вернуться домой. Эксперты в один голос твердят о необходимости упрощения процедуры пересечения линии соприкосновения, но значительных шагов в этом направлении сделано не было.

Gorlovka.ua выяснила, как пересечение линии соприкосновения отражается на жизни переселенцев, жителей оккупированной Горловки и других городов Донбасса, а также какие требования выдвигают общественники для улучшения условий в системе КПВВ.

«Немереные очереди и машины в четыре ряда»

Четыре открытых пункта пропуска в Донецкой области и два временно закрытых из-за обстрелов в Луганской не могут обеспечить нормальное движение с оккупированных территорий и обратно. 

На КПВВ сейчас «Зайцево» рекордные за все время АТО «пробки»: из Горловки в сторону Бахмута уже несколько дней подряд очередь больше километра и слабое движение, люди остаются ночевать в машинах. В «льготной» очереди очень много транспорта. В направлении Горловки очередь до километра, но движение есть. Очевидцы рассказывают, что на «таможне ДНР» в направлении Бахмута очередь до Никитовского рынка. Госпогранслужба информирует, что за день «Зайцево» пересекает почти  10 тысяч человек и полторы тысячи авто.

«Очереди растут – коррупция процветает»

Горловчанин Георгий, который теперь живет в Бахмуте, «хвастается» своим личным «рекордом» при пересечении линии разграничения.

«36 часов из Горловки в Бахмут через «Зайцево». Очереди - это то, что выбивает почву из-под ног. Причем неважно, едешь машиной или общественным транспортом. Если машиной, неоднократно сталкивались с тем, что есть общая очередь и очередь тех, кто оплачивает свой «скоростной» проезд. Чаще всего это зависит от смены, которая стоит на блокпосту. Берут от 100 до 200 гривен - либо же стой и жди. Также бывают смены, работающие «образцово-показательно» с полной выемкой багажа и очень неспешно. Хотя когда въезжаешь на блокпост, обычно нормальные адекватные ребята вокруг», - говорит Георгий журналисту Gorlovka.ua.

«Дорога в зону занимает до двух часов, а обратно сюда - непредсказуемо. В воскресенье мы добирались 8 часов, причем большую часть этого времени (5,5) простояли на Зайцево», - рассказывает новый житель Бахмута.

Георгий называет главной причиной таких очередей закрытие КПВВ в Луганской области. О том, что поездка через линию разграничения «влетает» в копеечку рассказывает и Юлия Христенко, которая живет в оккупированном Свердловске Луганской области, где проблемы с работой КПВВ стоят очень остро.Дополнительным препятствием, которое делает поездку еще дольше, теперь стало открытие «таможни ДНР» на блокпосту под Горловкой, а соответственно, и очередей там. По его словам, родных и друзей в Горловке уже не осталось, теперь Георгий изредка наведывается в родной город, чтобы забрать оставшиеся вещи. Без личного транспорта добираться быстрее, но не без сюрпризов. Иногда очередь на автобус такая большая, что люди готовы заплатить таксистам по 200 гривен, когда проезд автобусами стоит около 30 гривен.

«Когда «Станица» работала – поездка на одного из Свердловска в Старобельск обходилась около 400 гривен. Условия на КПВВ при пешем переходе просто ужасные: туалет один на 300-700 человек, присесть негде, стоять нужно от трех до восьми часов в очереди, если повезет. Сейчас «решалы» предлагают ехать через Россию, это около 1000 гривен на человека, до того же Старобельска через Россию ехать часов 12 минимум. Те, у кого есть авто, едут через «Зайцево». Вся эта система построена на коррупции. Террористы ведь не будут ехать через эти пункты пропуска, а простые люди мучаются», - считает Юлия. 

Пенсионерка из Горловки Вера Дмитриевна, с которой журналисту Gorlovka.ua удалось пообщаться в очереди на автобус до КПВВ в Бахмуте, признается, что пересекает линию соприкосновения дважды в месяц, чтобы купить продукты и медикаменты подешевле.

«Я понимают, что от нас отгородились, чтоб сюда, в Украину, не приезжали с оружием и контрабанду не возили. Но нас – обычных людей – поставили в ужасные условия на этих пунктах. Я каждый раз еду – и думаю, доеду ли вообще. У меня сердце больное, если станет плохо, «скорая» туда точно не доедет. Уже ведь было несколько случаев, когда люди умирали в этих жутких очередях, - сетует горловчанка.

Женщина, как и многие опрошенные, боится называть свою фамилию и отказывается фотографироваться в страхе перед возможными санкциями пограничников или СБУ: «А если потом не пустят в Украину?»

В очередях на единственный автобус, которым можно доехать до КПВВ, люди иногда простаивают сутками (Фото - Александр Кононец)

Пересечение линии соприкосновения может отразиться не только на вашем самочувствии и кармане, но и на отношении к вам государства. В подтверждение этому стала история со «списками СБУ», согласно которым соцслужбы приостановили выплаты пособий тысячам переселенцев до установления факта реального проживания на подконтрольной территории. «Морально готовлюсь сутки до - и отхожу еще сутки после»

СБУ проанализировала данные погранконтроля и выявила тех, кто слишком часто пересекал линию АТО. Так государство хочет побороть «финансовый туризм», когда жители неподконтрольных территорий регистрируются в свободных украинских городах как переселенцы, чтобы получать пенсии и пособия. Однако под горячую руку попали не только «туристы».

«Практически 2-4 раза в месяц я ездила и езжу в Донецк, потому что так уж случилось, что семья живет там, а я за работой переехала в Краматорск. Здесь живу в общежитии, с которым заключила договор, условиями довольна и никогда не жаловалась», - говорит переселенка Елена Давидовская.

О том, что попала в «списки», женщина узнала в феврале, когда получила уведомление от УТСЗН. Из 56 переселенцев, живущих в этом общежитии, в списки попали 10, среди них и Елена. 

«После прихода в службу, меня предупредили о том, что будут проверять мое реальное место проживание. Если третий раз меня не застанут по адресу, указанному в справке ВПЛ, – то лишат выплат. Выплаты мне прекратили с декабря, когда закончился срок действия справки ВПЛ. Тем более непонятна ситуация с проверкой места фактического жительства. Когда пришли проверять второй раз, я была в Донецке – забирала ребенка на каникулы в Киев. Так инспектору по телефону и сказала – разве у нас в Украине запрещено свободное перемещение? В третий раз наша встреча в общежитии таки состоялась, но это было унизительно. Больше никаких выплат я от государства пока не получала», - рассказывает переселенка.

Имея большой опыт поездок в зону АТО и назад, Елена оценивает существующую пропускную систему, как унижающую человеческое достоинство. Говорит, что сутки до готовишься морально к пересечению, а потом еще сутки от этого отходишь.

«Чувствуешь себя, как в клетке для животных – сетка, охрана, стой тут, иди тут. Я уже не говорю о правах и обязанностях – их никто не будет выполнять. Но человеческий фактор играет роль: могут сказать «пожалуйста, пройдите и станьте», но чаще «я сказал, сюда стала! ты шо, не слышишь?» - с разочарованием признается женщина.

Из всех КПВВ худшим для пересечения линии соприкосновения Елена называет «Зайцево» из-за наплыва людей из Луганской области, хотя и оборудован он лучше других: есть (даже!) туалет, лавочки. Под этим пунктом пропуска женщине пришлось ночевать в автобусе в октябре 2015-го. «Замерзла так, что думала - умру», - говорит она, вспоминая, что тогда на проезд потратила почти 14 часов.

Елена считает, что проблема кроется в неопределенности статуса территорий и процветающем бизнесе, который делают на АТО. 

«Пока у государства нет стратегии для этой части Донбасса, дела не будет. Война стала бизнесом. На всех уровнях», - отмечает собеседница журналиста Gorlovka.ua.

«Чувствуешь себя, как в клетке для животных – сетка, охрана, стой тут, иди тут» (Фото – Фундация.101)

С этим согласна педагог из Бахмута Виктория Никонова, которая рассказывает о росте цен на товары из-за «туристов» из Горловки.

«Проблемы в работе пропускной системы есть, но дело в том, что не могут эти поездки быть легкими, как просто в соседний город - на шоппинг или еще зачем-то. Это не путешествие - это опасность, пересечение линии войны, где гибнут люди. На войне делают бизнес. Я бы закрыла все КПВВ, пропускала бы только по уважительным причинам. Но перед этим нужно сделать условия для массового переселения тех, кто не готов быть отрезанными от Украины. 

А сейчас - это бизнес  для всех. И для пограничников, и для этих несчастных, которые плачутся, что не пропускают чемоданы продуктов, купленных тут. В центре Бахмута днем негде припарковаться! Цены на продукты в полтора раза выше, чем в соседней Константиновке. Из-за «туристов» расплачиваться приходиться местным жителям», - говорит Виктория.

Главные проблемы пропускной системы в зоне АТО: о неорганизованности, очередях и взятках

«Мы ожидали худшего». Руководитель общественной организации «Фундація.101» Андрей Богданович рассказал Gorlovka.ua, почему активисты решили «мониторить» пункты пропуска и как службы отреагировали на длинный список выявленных проблем.

В рамках проекта «Прифронтовая инспекция» в течении пяти месяцев активисты организации находились на КПВВ «Зайцево» и «Новотроицкое» с момента открытия и до закрытия пункта, осуществляя мониторинг соблюдения прав человека. Отметим, что отчет «Фундації.101» - это единственное системное и серьезное исследование проблем пропускной системы на сегодняшний день.

«Когда систему только вводили, было много негативных моментов в соцсетях и журналистских материалах. Мы решили проверить, какие проблемы на КПВВ реально существуют. Ожидания были плохие, но когда инспекция началась, все оказалось не так печально, как мы думали. На пункте в «Зайцево»  между Горловкой и Бахмутом стало значительно хуже после ротации в октябре-ноябре 2015: новые группы были без опыта, особо ни с кем не церемонились и работали медленно, поэтому создавались огромные очереди. Людям приходилось ночевать в машинах в поле», - рассказывает Богданович.

Наблюдатели «Фундації.101» отметили системные проблемы пропускной системы в зоне АТО за время «Прифронтовой инспекции». Свои предложения для решения проблем и улучшения условий пересечения линии соприкосновения активисты внесли по каждому из данных пунктов.  Вот самые серьезные из них.

1. Скопление людей на «нулевом» блокпосту. Неоптимальная организация перевозок приводит к столпотворениям и долгому ожиданию транспорта по обе стороны КПВВ. Эту проблему, по мнению «Фундації.101» можно решить, сделав маршруты независимыми от пассажиропотока. К примеру, разделить маршрут на КПВВ «Зайцево» на две части – от Бахмута до КПВВ и от КПВВ до линии соприкосновения. 

2. Грубое отношение со стороны сотрудников проверяющих органов. Наблюдатели фиксировали такие случаи, иногда даже переходившие все границы: когда человека могут отправить в конец очереди, потому что он чем-то не понравился проверяющему. Активисты считают необходимым увеличение контроля за работой людей на КПВВ.

3. Взяточничество. Люди, пересекающие линию разграничения, жаловались на коррупцию при получении пропусков и проезда через КПВВ без очереди. Чтобы попасть в очередь «льготников», нужно было заплатить пограничникам 200 грн. За такими фактами нужен жесткий контроль, считают в «Фундації.101».

4. Большие очереди и длительное время прохождения линии соприкосновения и КПВВ. Людям приходилось выстаивать огромные очереди, но и так они не успевали пройти контроль. Тогда ночевали на улице или возвращались в город в поисках ночлега. Чтобы этого избежать, общественники предлагают увеличить количество проверяющих групп, открыть дополнительные КПВВ и создать условия для нормальной работы логистических центров.

Палатка активистов «Фундації.101» на «Зайцево» была местом, где пересекающие линию соприкосновения могли откровенно рассказать о нарушении своих прав (Фото – Фундация.101)

Gorlovka.ua поинтересовалась, как контролирующие службы отнеслись к данным предложениям:

«Мы разослали результаты нашего мониторинга и свои предложения всем, кто принимает участие в работе КПВВ: Погранслужбе, Минобороны, центр АТО, Фискальная служба, а также в Комитет Верховной рады по правам человека. Большая часть ответов были в стиле «дякуємо за вашу позицію» или «это не в нашей компетенции». Более менее серьезно к нашим выводам отнеслись только пограничники. Они даже сделали попытку системного анализа указанных нами проблем, однако для их решения кардинальных изменений в работе КПВВ пока нет», - отмечает руководитель проекта.

По словам Богдановича, на пункте пропуска действительно можно нарваться на грубость пограничников или коррупционные схемы. Сами активисты «Фундації.101» тоже прочувствовали на себе негатив со стороны служб, работающих на КПВВ: кроме порезанной палатки, в один из последних дней мониторинга наблюдателей просто не пустили на территорию пункта пропуска, мотивируя решением кого-то из штаба АТО.

Но, несмотря на инцидент ближайшее время «Фундація.101» хочет возобновить мониторинг КПВВ. Однако теперь общественники хотят сделать это в новом формате: если раньше удавалось следить за работой служб только на двух КПВВ, то теперь охватят до пяти пунктов. «Прифронтовая инспекция» будет проводиться группами организации два раза в неделю.

Как упростить пропускную систему в зоне АТО: предложения-требования от «Донбасс SOS»

«Элемент давления». Такой «диагноз» пропускной системе в зоне АТО ставит лидер «Донбасс SOS», переселенец из Горловки Александр Горбатко. Сводки о работе КПВВ, которые готовят волонтеры этой общественной организации, стали одним из главных ориентиров для тех, кто хочет без проблем пересечь линию соприкосновения. Активисты сразу предупреждают, на какие пункты соваться даже не стоит, чтобы не простоять в очереди сутки, а где проехать можно свободно.

«Существующая система пропуска с зоной АТО – это элемент давления на жителей неподконтрольных территорий. Когда вы ощущаете, что от вас отгородились - это очень прессует и очень влияет на психику. Я сужу по своим друзьям, которые остались в оккупации: когда разговариваем по телефону, они спрашивают «как там в Украине?». То есть они уже чувствуют себя не частью нашей страны, а жителями тех квазиреспублик», - с горечью отмечает Горбатко в разговоре с журналистом Gorlovka.ua.

По его словам, при выезде с неподконтрольной территории люди должны видеть, что здесь есть закон и порядок. 

«А действующие КПВВ имеют обратный эффект – под украинскими флагами обдирают людей», - считает активист.

Сейчас количество звонков по вопросам пересечения линии снова растет, ведь пассажиропоток за март увеличился в полтора раза.  Самыми проблемными называют пункты в Зайцево и Марьинке, где часто люди не успевают пересечь линию и остаются ночевать в поле. Волонтеры признаются, что часто получают от звонящих обратную связь.

«Утром могут позвонить – спросить о ситуации на конкретном пункте пропуска, а днем перезвонить – и уже нам рассказать, что там на месте реально происходит. Это очень помогает», - говорит Горбатко.

Общественники «Донбасс SOS» считают, что ситуация с пунктами пропуска снова накаляется, а негатив отражается на отношении не только к персоналу КПВВ или властям, но и к Украине в целом. У активистов готов рецепт, как этого избежать и облегчить пересечение линии соприкосновения. Всего пять пунктов, по мнению Александра Горбатенко, кардинально изменят ситуацию на КПВВ. 

1. Отмена пункта 1.6 Временного порядка (запрет на проезд общественного пассажирского транспорта) и раздела 7 (пропуск для физических лиц).

2. Открытие новых коридоров в обеих областях (пешеходных, автомобильных, железнодорожных).

3. Упростить процедуру перевозки личных вещей через линию разграничения (мебель, посуда, одежда, постельное белье, игрушки, оргтехника, пр.) не только на бумаге, а и в жизни.

4. Регламентировать процедуру в сторону упрощения перемещения через линию разграничения автобусов и грузового транспорта в не коммерческих целях.

5. Убрать ограничение на перевозку личного багажа в размере 50 кг в некоммерческих целях.

Активист называет первый пункт в этом списке даже не предложением, а жестким требованием.

«Эта норма Временного порядка нарушает наше конституционное право как граждан Украины на свободу перемещения. Хотя, если так взять, то весь этот документ имеет хлипкую юридическую основу. А что касается нашего предложения по открытию новых коридоров для борьбы с очередями, то к этому больше склонны в Луганской области, хотя там с незаконной республикой договориться тяжелее, как мы увидели на примере КПВВ «Золотое». А в Донецкой обладминистрации не хотят заниматься новыми коридорами: говорят, пусть в Луганской открывают – тогда и у нас очереди исчезнут», - рассказывает Александр Горбатко.

По его словам, с этими предложениями «Донбасс SOS» неоднократно обращался в Антитеррористический центр СБУ, к народным депутатам на парламентских слушаниях. Однако дальше бумаги дело пока не пошло: депутаты пожимают плечами и говорят, что никак не могут повлиять на данную систему. Но волонтеры не теряют надежды и продолжают бороться за создание человеческих условий для людей из АТО.

Активисты «Донбасс SOS» считают жизненно важным для жителей неподконтрольных территорий открытие новых коридоров в обеих областях (Фото – Государственная погранслужба Украины)

Режим пропуска в непризнанных республиках: как у других?

Украина не единственная страна, которой пришлось столкнуться с проблемой пропускной системы с непризнанными республиками. 

В непризнанной Нагорно-Карабахской республике, в которой спустя 20 лет перемирия снова возобновились боевые действия, въехать можно только с территории Армении: граница с Азербайджаном, который считает НКР своей оккупированной территорией, закрыта и фактически является линией фронта.

Между Молдовой непризнанной Приднестровской молдавской республикой фактически существует полноценная государственная граница: жители ПМР могут выехать в Молдову через шесть пунктов миграционного контроля, где регистрируют всех, кто въезжает или выезжает на территорию Приднестровья. 

Абхазия и Южная Осетия называют себя независимыми республиками, но официально признаны Грузией оккупированными территориями. Легально из Грузии в Абхазию можно въехать только через один контрольный пункт пропуска - "Ингури". Передвижение между грузинским и абхазским КПП через ингурский мост – около 1 километра – местным жителям разрешено на авто, если есть специальный пропуск. Из Грузии в Южную Осетию также существует один официальный пункт пропуска – в Горийском муниципалитете.

 Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

 

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Закончится ли в 2024 году война?
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else