суббота, 24 августа
img

НОВОСТЬ

"Мы переехали в чистое поле". Ректор горловского иняза о том, какой ценой сохранили институт и почему она не хочет в Горловку

"Мы переехали в чистое поле". Ректор горловского иняза о том, какой ценой сохранили институт и почему она не хочет в Горловку

Евгения Белицкая, ректор горловского института иностранных языков, переехавшего после оккупации в Бахмут, рассказала Freeradio как удалось студентам и преподавателям выжить в чистом поле, по каким причинам не хочет возвращаться в Горловку, почему не осуждает коллег, оставшихся на неподконтрольной территории и что делать с коррупцией в ВУЗАХ. 

Gorlovka.ua выбрала интересные детали:  

ПРО ПЕРЕМЕНЫ

Когда мы сюда приехали, в 2014 году, то за первый год мы выпустили 728 студентов с уровнем бакалавр и специалист, тогда еще магистров у нас было мало. А сейчас мы обучаем 953 человека. Это дневная форма обучения. Если сравнить с 2011 годом, то конечно, 250 - это будет очень и очень мало. Поскольку у нас было шесть факультетов в Горловке, здесь мы имеем два полноценных факультета. На факультете должно быть 200 студентов, а у нас на каждом из факультетов около 400-х.  Когда приехали сюда, набрали первокурсников около сорока студентов. Это был первый год, и мы не знали, как здесь обустраиваться. Я всем говорю фразу: "Мы выехали на пустое место". У нас не было кампуса за пределами Горловки, в отличие от многих заведений Донецкой области, которые сосредоточены в Донецке, или в Макеевке, но имели филиалы за пределами области, они переехали туда. Мы переехали в чистое поле. Это не метафора.

ПРО ПЕРЕЕЗД

Я тогда была исполняющей обязанности ректора. И первая, кто переехал в Бахмут. Все структурные подразделения формировались еще в Горловке. Это было сложно, весь первый учебный год 2014-2015 прошел на адреналине. Пытаешься вспомнить, что тебе было трудно, негде было жить, негде учиться, а оно не вспоминается. Я не знаю, что это за сложности памяти. Было сложно. Без деталей.

Почему переехала? По тривиальной для преподавателя причине - ответственность перед выпускниками. Когда произошли события 2014-2015 годов, каждый из преподавателей стал перед выбором. Нам нужно было завершить обучение выпускников, их было 728 и предоставить им дипломы. Если представить, что мы не переехали, сколько людей, учась 4-5 лет, не получили ожидаемый диплом и ожидаемую степень своего обучения. Это была бы профессиональная измена людей, которые посвятили обучению жизнь. По этой причине мы переехали сюда. Семьи остались там, дома осталась вся инфраструктура жизни. Здесь у нас не было ничего. Ну вообще ничего. Ни одной бумажки нам не дали вывезти из той территории. Кстати, я не могу винить тех людей, которые остались там. Я не обвиняла их в 2014 году, я не виню их сейчас. Это их выбор, что им делать потом, но почему люди должны были ехать с украинской территории, когда они выплачивали налоги, ради того чтобы спокойно и уютно жить на своей территории? И если их армия, полиция, силовые структуры не защитили, то это чья это вина?

У нас в Горловке состоянию на октябрь 2014 обучалось 1424 студента, переехать решились 1304, это более 80%. По поводу преподавателей, здесь ситуация хуже, но относительно. У нас было 150 преподавателей, выехало 105. Дьявол всегда в деталях. Я хочу добавить, что они решили выехать сюда, выехали сюда и оказались в чистом поле и нам негде было учиться, определенное количество студентов вернулось обратно. То же самое можно сказать и о преподавателях. Подавляющее большинство или осталась с нами, или переехали в другие учебные заведения Украины.

ПРО ПОИСКИ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ИНСТИТУТА И ОБЩЕЖИТИЯ

Пришлось найти достаточно быстро корпус на Василия Першина, 24, и тот, в котором непосредственно происходит обучение, на Садовой, 72А. Эти здания принадлежали организациям, которые связаны с геологией и поскольку они были пустыми, то мы арендовали их, начали жизнь на новом месте.

Просили учебные заведения в Бахмуте приютить нас на некоторое время. И я хотела поблагодарить всех коллег-педагогов Бахмута за помощь. Особенно Николая Федоровича Зинченко, директора колледжа транспортной инфраструктуры, который уже несколько лет позволяет нашим студентам жить на своей территории. Я очень-очень благодарна коллегам, действительно. Два года назад торжественно открыли общежитие, которое арендуем у города. Это коммунальная собственность, но она предоставлена ​​нам в аренду. Сейчас там наибольшее количество студентов живет.

ПРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДОНБАСС УКРАИНА» И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В прошлом году мы приняли на обучение 109 таких студентов. В этом году их будет гораздо меньше, учитывая простую причину - большое количество молодых людей с неподконтрольной территории не имеют украинского паспорта. И родители как-то не думают о том, как эти дети будут жить дальше.

Образовательные центры очень эффективные. Я всегда говорила, что их надо было начинать развивать еще в 2014-2015 годах. Сама идея полезная. Когда первый год начали работу эти центры, немного скептически относилась к ним, но смотрю на тех студентов, которые приехали к нам из временно неподконтрольной территории и понимаю - они наши агенты влияния. Они видят разницу между тем, что там и что здесь, и теми возможностями, которые дает украинское образование. Они меняются ментально, смотрят на то, как дышит Украина, на все невзгоды здесь, а потом возвращаются туда и видят, что там происходит. Они, конечно же, влияют на окружение. Могут анализировать и разобраться в себе и тем, кто вокруг них. Я думаю, это очень-очень хорошо.

ПРО ТОП-5 СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫБРАЛИ В ЭТОМ ГОДУ АБИТУРИЕНТЫ

Первое - это филология, переводчики. Конкурс был где-то 10 человек на место. Затем психология, язык и литература. Мы будем заказывать дополнительные места, поскольку по состоянию на сейчас не сможем зачислить всех по программе "Донбасс-Украина", у нас не хватает для всех желающих мест. Три ключевые специальности. Самая дорогая специальность - филология, переводчики. Сложная специальность. Мало того, что поступающие или студенты уже овладевают двумя языками - английский и французский или немецкий, и учатся переводческому мастерству. Там очень сложные условия практики. Надо пройти несколько практик, а это дорого стоит.

Специальности сейчас называются образовательными программами. В прошлом году мы впервые в истории института получили право на предоставление дипломов магистерского образца на 9 магистерских образовательных программ. Это много. Конечно же эти образовательные программы сочетают те специальности, которые являются для нас традиционными. Это языки, среднее образование, психология, история, перевод. Но сам факт! 9 образовательных магистерских программ. Это был большой поступок для всего нашего коллектива, это было серьезно, это было основательно, это было ответственно и это было успешно.

ПРО СОВЕТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Я лично категорически против всего того, что называем Советским Союзом. Не знаю почему, ничего плохого со мной не случалось тогда, но я думаю, что свободный дух человека может сделать для окружающей среды гораздо больше, чем регламентированнный субъект, который выполняет только то, что ему говорят. Я лично как руководитель, стараюсь всячески способствовать тому, чтобы ростки этого нового, свободного находили свое развитие здесь, в институте. Мне трудно сказать, насколько успешно это происходит, но я надеюсь, что мы движемся в этом направлении. По крайней мере если я вижу, что появляется нетривиальный студент или преподаватель, который имеет свой собственный взгляд, он может мне нравиться, может не нравиться, я всячески поддержу его. Никто не может сказать, что, если есть что-то такое crazy, что это будет запрещено. Наоборот, я всех прошу: "Давайте быть странными в хорошем смысле этого слова".

ПРО ДОСТИЖЕНИЯ

Первое очевидно - институт сохранен и согласно мониторингу МОН относится учебным заведениям, которые являются стабильными среди перемещенных и активно развиваются. И здесь именно я хотела сказать, что мы сохранили наш коллектив. Это очень дорогого стоит. После первого года, когда были всевозможные движения туда-обратно, мы никого не потеряли, все остаемся как единый коллектив. Это второе достижение. Конечно всем трудно, поскольку жить нигде, это самая серьезная проблема - отсутствие жилья для научно-педагогического коллектива, профессоров и доцентов. Но несмотря на сложности и проблемы - это сплоченность коллектива и его работоспособность. Ну и третье, если глобально - это определенное влияние на общество города Бахмут, то есть мы, мне кажется, гармонично вошли в конфигурацию местную и заняли свое место, это была лакуна (пустота, - ред.). И я думаю, что это определенным образом повлияло на развитие города Бахмут. В позапрошлом году мы проводили форум друзей ГИИМ. Я была поражена от того количества добрых слов, которые сказаны в адрес института. Когда ты живешь, не обращаешь внимания, живешь и живешь, но иногда полезно послушать не только критику, но и то, что ты сделал для местной общины.

ПРО КОРРУПЦИЮ

Думаю, в институте это явление присутствует. Что должен делать руководитель, узнав о  факте? Разобраться. Если это непреодолимо, то поставить точку в отношениях между работником и руководителем. Со студентами стоит говорить. Конечно же, я говорю, что "если я только узнаю, то сразу прекратим все отношения". Но молодой человек может ошибаться, а преподаватель - нет. Кто виноват в коррупции? И студент, и преподаватель, и система образования, которая позволяет коррупционные действия. Да и вообще сама система бытия, когда бумажка, диплом, нужен не для того чтобы получить образование, а для того, чтобы продвинуться по службе.

О СЕБЕ

Именно этот институт я закончил свое время. И у нас был очень активный курс. Думаю, что один из самых активных за всю историю института. Когда смотрю на наших студентов, которые приходят и спрашивают: "Евгения Николаевна, а что, если мы сделаем это и это?" Мне очень странно, поскольку в свое время мы не только никого не спрашивали, что и как  делать, нам наши руководители деканата говорили: "Хватит, отстаньте от нас, не надо нам никаких ваших мероприятий". А мы делали, делали, делали.

ПРО ВОЗВРАЩЕНИЕ

Вопрос о возвращении для меня лично трудный вопрос. Честно, я бы не хотела возвращаться в Горловку, но, думаю, что это интуитивный ответ...

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Нужен ли Донбассу русский язык в качестве второго государственного
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else