четверг, 18 апреля
img

НОВОСТЬ

Фильм "Донбасс" о беспорядках в 2014 году: переселенцам хотелось встать и уйти из кинозала

Фильм "Донбасс" о беспорядках в 2014 году: переселенцам хотелось встать и уйти из кинозала

Фильм Сергея Лозницы «Донбасс» вызвал бурю эмоций у уроженцев оккупированных городов Донецкой области, которые были вынуждены уехать в 2014 году и стать переселенцами. Почему они недовольны фильмом, который от Украины будет номинирован на Оскар – в  обзоре Svoi.City

Для печати полноцветных изображений на металле, ткани, керамике идеально подходит сублимационная краска. Долговечность и высокое качество обеспечены.

Напомним, сценарий Сергей Лозница написал еще в 2015-м, на основе видео, которые нашел на YouTube. Фильм получил приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, где состоялась мировая премьера.

«Смотри, чувак, там мрак, дно, убожество»

Ольга Бесперстова, уроженка Тореза (сейчас - оккупирован). Оригинал поста на Фейсбуке.

- Сразу скажу, что этот жесткий и спорный фильм однозначно стоит посмотреть. Классные актерские работы (двух актеров знаю лично; Евгений Чепурняк и Вадим Дубовский, очень круто!), филигранно поставленные массовые сцены (браво, Лозница!), очень точный и узнаваемый антураж и т.д.

Теперь несколько ремарок.

Первое. Почему меня не оскорбил «честный взгляд» на некоторых жителей оккупированной части востока Украины, хотя он утрирован и местами доведен до абсурда? Потому что персонажи узнаваемы. Так что «неча на зеркало пенять». Мы их видели, и не раз. Именно эти деградировавшие упыри с весны 2014-го там верховодят. Излечимо ли душевное уродство «товарищей»? Ответ известен. Ни-ког-да.

Второе. Если данный фильм «прочитывать» как месседж о бесконечной агонии неистребимого совка (режиссер говорит, что это один из его посылов массам), тут все о’кей. Увы, нам эту мерзость еще долго лицезреть. Во всех ее проявлениях. Не локально, лишь на востоке Украины, а на всем постсоветском пространстве.

Третье. За сцены о «русском мире», «Новороссии» и «ихтамнетах» - респект. Не зря так взвыли «за поребриком».

Четвертое. Об обсценной лексике. Безусловно, во время обстрелов люди «ой!» не говорят. Но вот так – мат на мате – на Донбассе не общаются. Это просто к сведению.

А теперь главное. Помните кричалку «динамовцев» «спасибо жителям Донбасса за президента-…»? Теперь резонный вопрос: что мы услышим в свой адрес после фильма Лозницы?

Просто представьте. Придет на сеанс киевлянин/одессит/полтавчанин. Из тех, кто постит в «Фейсбуке» котиков. У него лично все нормально. Война ведь где-то далеко, к тому же он «не за тех и не за этих». И тут ему показывают агитку о вызывающих стойкое отвращение людишках. Смотри, чувак, там мрак, дно, убожество. Да, ему жалко добровольца, которого распинает толпа (очень сильная сцена! К слову, делала интервью с прототипом, он из Зугрэса, но данный факт в канву ленты явно не вписывается). Жалко старушку, которой стыдно за свою дочь, прекрасно устроившуюся при «новой власти». Жалко тех, кто вынужден прятаться в подвалах. Но этот зритель никогда не поймет, почему они терпят этот ужас. Он морщится и спрашивает: разве можно так жить? Фу, гадость какая.

Западного же зрителя фильм наверняка развлечет. Там любят карикатуру. Проникнутся ли они нашей болью и безысходностью? Да Господь с вами.

Главный вывод, который сделает публика по обе стороны океана, включая Украину (я о тех, кто «за мир во всем мире»): на Донбассе все такие, поэтому так им и надо. Зрителям же объясняют, что фильм основан на реальных событиях. И это правда. А о том, что режиссер выбрал именно такие эпизоды, проигнорировав иные, просто не говорят. Вот и все. Лозница оправдывается: «Я же не мог впихнуть все в один фильм». Но тогда, простите, «я художник, я так вижу» не надо позиционировать как «честное кино».

После сеанса залу дали недолго пообщаться с мастером. Я спросила: «Нужен ли Украине Донбасс, который мы увидели?» Ответа не услышала. Лишь обтекаемые фразы о том, что «в обществе идет процесс расчеловечивания».

Организаторы больше не позволили ни о чем спросить. И правильно сделали.

«Может ли подобное случиться в ином регионе Украины?» - бодро поинтересовался Лозница у зрительской аудитории. Судя по всему, ожидал иной ответ. «Вам же было смешно местами?» - снова спросил Лозница зал. «Нет!» - крикнули мы. Нас поддержали еще несколько человек (явно земляки). «Ну, вам – да», - согласился он.

Сегодня прочла его интервью одному изданию. Лозница сказал, что явление, над которым смеешься («русский мир» в смысле), уже не пугает. Огорчу: тех, кто в теме, пугает. И еще как.

… Недавно разговаривала с одной интеллигентной дончанкой об отношении украинцев к оставшимся в оккупации. Она сказала: «Часто в речах политиков звучит, дескать, черт с ними, раз они такие. Зачем за них бороться?» После «Донбасса» ответ один: незачем. Такой Донбасс стране точно не нужен. Другого, правда, нет. Но то такое.

За эти годы чего только мы в свой адрес не слышали. От «почему вы танки не остановили?» до «сравнять Донбасс с землей». Поверьте, этот фильм чувства только усилит. Презрение и ненависть не к совку. Не к «русскому миру». Не к «Новороссии». К нам – жителям Донбасса.

Кадр из фильма

«Боюсь, что эта картина увеличит пропасть между людьми»

Юлия Божко, уроженка Донецка (сейчас оккупирован). Оригинал поста на Фейсбуке. 

- Ещё до начала сеанса я сразу сказала, что, как зритель, буду судить строго, так как я сама из Донецка. До последнего дня, хотя уже тогда было небезопасно, делала репортажи из оккупированного города. Администрации, прокуратура и милиция уже были захвачены. Поэтому знаю о Донбассе не понаслышке.

Мы договорились, что я напишу свое мнение.

Итак, это фильм не о людях.

На половине ленты мне хотелось, чтобы фильм закончился. Наверное, это успех, если актеры так смогли сыграть боевиков, что было гадко на них смотреть. Это фильм не о Донбассе. А о его оккупантах. На некоторые сцены невозможно смотреть без отвращения.

Кто-то из зрителей после фильма сказал режиссеру - эмоций так много, аж подташнивает. И подташнивало многих.

Фильм «Донбасс» это неплохая карикатура на боевиков. Это картина о том дне общества, где дно перевернулось, а его обитатели временно оказались наверху - при власти и деньгах. Практически все сцены воссозданы из роликов YouTube. Оставлены даже фразы, например, помните, где невеста из ролика «свадьба боевиков», грубо, прокуренным голосом говорит жениху - давай руку, одевая кольцо...

И последнее, фильм «Донбасс» это мнение человека о Донбассе по видеороликам, снятыми боевиками.

Боюсь, что эта картина увеличит пропасть между людьми.

Ведь будут люди, которые будут судить о всем Донбассе лишь по этому фильму.

«Про уродов было, про людей – нет»

Станислава Орловская, уроженка Донецка. Оригинал поста на Фейсбуке.  

 

- Посмотрели всей семьёй «Донбасс». Хорошее кино. Режиссёр поставил себе художественную задачу снять фарс на фарс и блестяще с ней справился.

Но зрительный зал при этом был больше травмирован, чем восхищен. Основная претензия к режиссеру: в фильме не показаны адекватные представители захваченных территорий, как будто там живут только нелюди, избивающие привязанных к позорному столбу. Иными словами, про уродов было, про людей - нет. (Привет Балабанову)

Я помню ещё с филфака работу Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства», которая раз и навсегда раскрыла мне суть позиции художника. Представим комнату, в ней кровать, на кровати в предсмертных муках женщина, рядом с ней муж, держит ее за руку. Эти оба эмоционально вовлечены в ситуацию, кроме глаз друг друга ничего не видят, кроме боли и страдания ничего не чувствуют. В этой же комнате врач, он меньше вовлечён эмоционально, но он всячески пытается помочь, прикладывает компресс, колит обезболивающее, меряет пульс — активный участник. В этой же комнате журналист, ему нужно зафиксировать факт, он сопереживает этим людям, но его вовлечённость в разы меньше, он может записывать в блокнот фразы сказанные в последнюю минуту, время смерти, ему важна точность и достоверность. В этой же комнате стоит художник, он дальше всех от кровати, чтобы видеть композицию в целом, он дальше всех от боли, эмоций, отношений, только он замечает, как падает свет на лицо умирающей. И только он видит, как это красиво.

Сергей Лозница взял за основу абсурдные ютубовские ролики российской пропаганды и снял на них пародию, карикатуру на карикатуру. Назвал вещи своими именами. Эти лживые видео называли как угодно: новостями, хрониками, документальными кадрами. Лозница фильмом «Донбасс» назвал фарс фарсом. И это очень важно. Ведь как только ты называешь иллюзию иллюзией, тут же трезвеешь.

Пока я не распознала эту его задумку, я сидела и злилась, что нет ни одной новеллы о проукраинских жителях оккупированных территорий, но потом поняла:

Мы слишком травмированы фарсом реальности, чтобы трезво, с первых же нот, раскодировать художественный замысел этого фильма. Мы обижаемся, как дети, стыдимся, возмущаемся, а потом только думаем.

И вот как только я подумала, мне раскрылось: так как он работал с конкретным материалом, пародировал камеру лайфньюз и ей подобные, я поняла, что по законам конкретно этого художественного целого, там ну никак не могли появиться нормальные люди. Камера, которую он пародирует, вскрывает и препарирует, не снимала нормальных людей. Это фильм об аномалии, о явлении болезненном, в нем нельзя показывать здоровое, иначе оно сольётся с больным. Встало на своё место ощущение от наигранность фраз и интонаций. Многое встало на место. Остался только один вопрос:

Сколькие из посмотревших попробуют подумать?

Сколькие из посмотревших сделают поверхностный и такой любимый вывод: сами виноваты?

Кадр из фильма

«Многие «с этой стороны» подумают, что там «все такие»

Виталий Сизов, уроженец Донецка. Оригинал поста на Фейсбуке. 

 

- Посмотрел фильм «Донбасс» Лозницы. Актеры - хорошие и отработали хорошо, операторская работа - хорошая. Некоторые моменты гиперболизированы - это же кино. Но всем этим хорошим и плохо одновременно. Качественная часть «мозаики», но только часть. Фильм - не для массового зрителя не для тех, кто не «в материале». Многие люди «с той стороны» подумают, что это так показывают их. Многие «с это стороны» подумают, что там «все такие Виталий Сизов (уроженец Донецка): «Многие «с это стороны» подумают, что там «все такие».

«Не хочу, чтобы ко мне лезли со своими видением случившегося те, кого там не было»

Дарья Куренная, уроженка Донецка. Оригинал поста на Фейсбуке.  

 

- Почему я не хожу на фильмы, спектакли и перфомансы про военный Донбасс. Да, зовут часто, иногда даже слишком настойчиво и искренне не понимают отказа. Дабы не повторять каждому, вынесу в пост. Ответ прост — не хочу. Психотерапия удовольствие не из дешёвых, и я не вижу смысла добровольно себя травмировать ещё раз, иногда ещё и за деньги. 

Мне не нравится, когда меня пытаются втянуть в обсуждение моих чувств после отказа посмотреть фильм, сыграть в игру или оценить перфоманс.

В прошлом году меня настойчиво пытались усадить играть в «Переселенську блуканину», причём люди из минсоца и советники министерства. Не найдя понимания, предложила поиграть в их травмы, изнасилования, буллинг, избиения. Отказались почему-то, сказав, что это аморально вытаскивать боль и играть ею.

Только тогда моя метафора немного стала ясна. Так вот, для меня это травма. Причём с неожиданными рецедивами на моментах «Сами виноваты, так вам и надо, вообще не жалко».

Это не крик о помощи, не просьба сочувствия и понимания, и даже не прошение поддержки. Я с этим живу и работаю, порой успешно, порой провально. Но я строю свою мирную жизнь. Пусть строитель из меня так себе, но зато я знаю, чего я не хочу в этой мирной жизни. А я не хочу, чтобы ко мне лезли со своими видением случившегося те, кого там не было.

Жутких историй из того периода у меня хватает и без экранизации. При этом я не призываю не снимать фильмы на эту тему, или не ставить спектакли и проводить дискуссии. Всё это должно быть. Просто не надо меня туда тянуть против моей воли. Я потом всё это посмотрю и почитаю, после войны, когда оно отболит и смогу трезво оценить замысел. А сейчас извините, не до этого.

«Обычных проявлений жизни нет в этом фильме, здесь вытащено всё дно той жизни»

Олеся Цыбулько, уроженка Донецка. Оригинал поста на Фейсбуке. 

 

До этого прочитала кучу разных отзывов: и хороших и плохих.

Скажу, что сцены очень реалистично сняты, актеры отыграли до мельчайших деталей мимики и эмоций. Сцены намного лучше и реалистичнее сняты, чем сцены с местным населением в фильме «Позывной Бандерас», где они действительно отвратительны и неправдивы. У Лозницы же правдива каждая деталь. НО! Нужно понимать и принимать, что выбраны были самые-самые худшие и отвратительные эпизоды и проявления уклада жизни на оккупированной территории. Хотя как в любом городе, так и там, можно найти и криминал, и вполне близкие нам проявления жизни. Просто обычных проявлений жизни нет в этом фильме, здесь вытащено всё дно той жизни.

 

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Закончится ли в 2024 году война?
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else