понедельник, 11 декабря
img

НОВОСТЬ

Украинские компании на пути в Европу: взгляд бизнеса, как вдохнуть жизнь в производство

Украинские компании на пути в Европу: взгляд бизнеса, как вдохнуть жизнь в производство

С какими проблемами сегодня сталкивается украинский бизнес при выходе на внешние рынки? Какие шаги стоит предпринимать государству  для поддержки отечественного экспортера и в целом для развития экономики в Украине, которая по данным  еженедельника The Economist  входит в пятерку стран с наихудшей экономикой в мире. Какие условия необходимы, чтобы вдохнуть жизнь в украинское производство, в том числе и на Донбассе, и заставить предпринимателей поверить государству и его заинтересованности в развитии малого, среднего и крупного бизнеса.  

 Об этом журналисты Gorlovka. ua узнавали у отечественных бизнесменов, собравшихся на форуме экспорта в Торгово-промышленной палате Украины.  Они предложили свою стратегию развития экономической отрасли Украины.

Член правления  донецкой компании CORUM GROUP, переехавшей в Киев,   Денис Шемякин:

 – Мы производим  шахтное  оборудование  для добычи подземных ископаемых.  Мы предлагаем государству побыстрее разобраться с экспортной и торговой  стратегией  и говорим не о каком-то глобальном документе или программе, а о понятной и доступной программе всего  на 10 листах,  а не на 400-х,  как у нас принято. 

 Стратегия сегодня – это вопрос приоритетов. Что нам нужно для нормального развития бизнеса? Нам нужно 4-5 стран ключевых партнеров,  у которых мы что-то покупаем и которым что-то продаем. Стратегия быть хорошими для всех и фокусироваться  на все страны не приводит к результату, это уже доказано  в мире бизнеса. Со своей стороны мы предлагали министерству экономразвития Украины формат, в котором это можно сделать. И даже консультанты мирового уровня готовы участвовать в такой работе. Нужно сфокусироваться на тех отраслях, на которых мы делаем ставку. Нужно дать честный ответ, мы делаем ставку на IT-технологии, на сельское хозяйство или на машиностроение.

 Для нас будет понятно, если машиностроение в приоритете,  мы будем просить что-то у государства и честно работать дальше, если нет, то будем работать, надеясь  только на себя. Это честный ответ, от которого будет отталкиваться бизнес и бизнес ждет этого ответа от государства. Второе - это создание экспертно-кредитного агентства,  которое бизнес просит уже десятки лет. 

Простой пример для машиностроения.  У нас сейчас две сделки: одна на 20 млн.  евро в Казахстане, вторая на 10 млн. евро в Боснии. В тоже время в Польше и Германии есть кредитное агентство и нам  сейчас интереснее  покупать у них компоненты, а затем   на 50% производить  продукцию из европейского сырья,  чем из украинского,  только потому что у них есть «длинные» деньги. А их эксперто-кредитное агентство котируется в Казахстане, страхует риски и, несмотря на то, что по первоначальной  цене европейские компоненты дороже,  клиенту выгодней их купить там. Поэтому экспертно-кредитное агентство должно быть создано  и очень быстро, на мой взгляд,  в течение  полугода. 

До 2014 наш бизнес развивался в Донецке. Сейчас три завода осталось на неподконтрольной территории и по этим предприятиям есть определенные сложности, потому что над одним из заводов мы потеряли контроль.  Как-то на  тендере к нам обратился иностранный клиент и говорит, мол, я ничего не понимаю, что происходит в Украине.  Дайте хоть информацию,  можно ли с вами работать или нельзя.  То есть в этом случае  должна быть четкая информационная политика,  тогда и  будет стратегия. 

Какие же инструменты мы используем для выхода на зарубежный рынок. У нас есть несколько вариантов: открыть свое представительство в стране, где будете вести бизнес. Использовать агентов -  это профессиональные люди, у которых  есть связи и использовать поставщиков,  с которыми вы уже работаете. У них, как правило, есть сеть представительств зарубежом и   через их дистрибуционные каналы можно смело выходить и торговать.  Также стоит привлекать партнеров  конкурентов. 

Вообще бизнес  машиностроения – это бизнес отношений.  Не столько важен продукт, как важно выстроить взаимоотношения для первой продажи. И это очень действенный для нас  инструмент.  

Юрий Андриенко, финансовый директор ГП «Антонов» : 

- На самом деле таких специалистов, как у нас, нет нигде в мире. Если бы компании «Боинг» или «Лок» были вынуждены работать в наших  условиях, то мы бы уже читали о них в истории  прошлого авиации. Мы экспортно-ориентированное предприятие и нам просто необходимо создание экспертно-кредитного агентства. Но мы не хотим, чтобы туда попали непрофессионалы или по знакомству, как это принято у нас. 

Мы хотим, чтобы поддержка государства была системой. Надо, чтобы государство укрепляло  конкурентоспособность своих компаний, экспортирующих продукцию за границу. Например, ГП «Антонов» разработал в современных условиях самолеты с высокими конкурентноспособными характеристиками. Мы продаем самолеты, которые эксплуатируются сейчас за рубежом и, одновременно, мы нуждаемся  в господдержке, ведь наш внешний рынок очень узкий.

Что еще влияет на улучшение экспортных условий? Конечно - это продукт. Один из факторов, влияющих на это - развитие системы лизинга. То, что мы продавали, мы продавали через зарубежные лизинговые компании. Но в Украине сегодня не представляется возможным покупать за десятки миллионов долларов теже самолеты и мы обращались в различные государственные органы, как же организовать эти лизинговые компании, чтобы были продажи самолетов. Мы хотим иметь субсидирование таких компаний, чтобы восстанавливать  оборудование и станки. Нам, например, нужно 185 миллионов евро, чтобы модернизироваться. И только после этого  себестоимость уменьшится, а конкурентноспособность  увеличится.

Владимир Власюк - директор «Укрпромзовнишекспретиза»:

- Экспорт играет очень большую роль в экономике Украины. Какой же экспорт играет роль в нашей экономике? Это металлургия и  зерновая продукция. У нас на сегодня внутренне валовой продукт зависит от цен на тот же самый металл. У нас было увеличение производства промышленной продукции, лучшие показатели роста в феврале 2016-го , так как фактически это было связано с тем, что цены на металлургическую продукцию поднялись на рынках и мы выработали больше стали.

Но старая структура экономики должна отойти. Мы не достигнем состояния экономического роста, чтобы догнать соседние страны при такой структуре экономики. Соответственно, сейчас у нас основная проблема экспорта в том, что у нас нет достаточно товаров, которые нужны на внешних рынках. Наше предприятие разработало предложение по программе трансформации экономики Украины, в которой мы предлагаем динамическую модель роста на основе развития человеческого капитала труда выше добавленной стоимости. При этом человеческий капитал не случаен, так как очень скоро мы встретимся с оттоком кадров, падением уровня образования и эмиграции, в частности в ЕС. И это очень большая проблема.

 Мы должны изменить подходы к экспорту. Например,  группа пищевых продуктов требуется там, где  большое количество населения. Это страны, которые стремительно развиваются. Такие страны будут покупать товар,  однако это все требует диверсификации производства.

Сейчас у нас на 30 млрд. долларов упал экспорт, и это падение связано с потерей российского рынка. Такая тенденция влияет на торговую способность и таким образом экономика попадает в ловушку относительно способности покупать что-то на внутреннем рынке. Украине нужно догонять темпы роста экономики, сырьевые продукты не могут обеспечить этот рост. 

Экономика должна быть очень диверсифицированной, должно быть много товаров с добавленной стоимостью именно украинского производства. Именно это станет основой устойчивого роста экономики. Сейчас нам нужны обычные структурные изменения через новую индустриализацию: это замена трудоемких отраслей производства на отрасли производства капитало и технологическиемкие.  То есть нам нужен импорт технологий. 

Благодаря экспорту мы сможем заработать больше. Населения заработает больше, а  средства  будут потрачены на внутренний рынок, на покупку товаров. И обязательно  у нас должно появиться больше товаров украинского производства, чтобы не тратиться на импорт. Таким образом,  динамическую модель надо привести в движение. Надо сконцентрироваться на перерабатывающей промышленности, энергоэффективности, модернизации и инфраструктуре.

Александр Чалый, президент Grant Thornton Ukraine:

- Сегодня украинский бизнес консолидируется, мы понимаем, что спасение - дело наших собственных рук. У нас есть амбициозная  идея: мы стремимся просчитать программу развития Украины, которая давала бы нам возможность к 2025 году обеспечить не менее 7% роста ВВП.

Сейчас нам нужна новая налоговая система, в которой будут налоговые стимулы для поддержки высокотехнологичных, инновационных составляющих украинского экспорта. Также нужно пересмотреть бюджетное финансирование и чтобы какие-то деньги выделялись на поддержку нашей выставочной деятельности, на поддержку и адаптацию технических стандартов Евросоюза. Мы верим, что новое правительство поддержит реальный сектор экономики и в первую очередь экспортный.

Представители фармацевтической  компания «Индар»:

 - Как войти фармацевтическим предприятиям на мировой рынок? Наша компания - это высокотехнологичный продукт с очень большой добавленной стоимостью. В 2012 году мы для себя приняли решение, что единственный путь развития нашего предприятия - это экспорт, потому что в каждой стране мира есть люди, которые больны сахарным диабетом и не могут жить без инсулина. Сейчас 10% населения пользуются продукцией нашего предприятия. 

С 2012 до 2015 года наш товарооборот составлял 62% экспорта. Но за все эти годы мы смогли получить доступ только к нескольким странам. Почему такая ситуация. Например, когда мы заходим в Кению, нам кладут на стол законодательство ЕС и говорят, выполните эти требования, а затем вы получите регистрационный сертификат. И такие дела не только в Кении, но и в Индонезии, Филиппинах, Иордании, Колумбии и всей Латинской Америке, везде нас спрашивают, а вы отвечаете Европейским нормам.

Следующая проблема выхода на внешний рынок в валютном регулировании. Фармацевтический рынок мира живет по принципам консигнации и в тот момент, когда наши конкуренты строят консигнационные склады в регионах,  мы занимаемся возвратом валютной выручки. Сегодня в цену товара мы вынуждены закладывать курсовые риски, таким образом,  продукция становится менее конкурентноспособной.

И последний вопрос - политический - украинские сертификаты GMP  и регистрационное удостоверение не признаются ни  в одной стране мира и не понятно, зачем с таким трудом мы его получаем здесь.

 Сейчас для фармацевтического рынка очень важна работа с дипломатическими миссиями с заключением договоров о взаимном признании. Потому что, если мы не пойдем по пути стран «Меркасур»,  где они признают сертификаты один другого или Евроазиатского союза, ничего хорошего не будет.  Поэтому только полная имплементация европейской базы для украинских лекарственных средств позволит нашим предприятиям выйти на мировые рынки и защитит наше население от попадания к  нам  некачественного товара. Поэтому дерегуляция фармацевтики и дерегулирование медицины  будут только тормозить развитие наших предприятий.

Например, 20 лет назад об  Индии никто не знал, что там существует фармацевтика. И только после того, как Индия решила принять у  себя Европейскую нормативную базу и все производители выполнили эти требования, сегодня индийские производители присутствуют в каждой аптеке мира. В том числе и Украина пользуется индийскими лекарственными средствами.

Вообще, украинские бизнесмены надеются, что государственная поддержка станет инвестициями в будущее.

"Должно быть создано агентство, которое бы гарантировало и кредитовало риски иностранных инвестиций. Без них не может быть либерализован украинский экспорт. Надо пользоваться уникальным шансом мобилизации международного сообщества, которое сегодня помогает Украине. Наша стратегия должна заключаться в том, чтобы привлекать иностранный капитал в различных форматах", именно такие требования выдвигали участники II Национального форума по поддержке экспорта, проходивший в Торгово-промышленной палате Украины.

Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).

 

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Когда жить в Горловке было лучше?
597 чел. До 2014 года
179 чел. во времена СССР
86 чел. Всегда было тяжело
38 чел. с 2014 по 2017
32 чел. В конце 2000-х
Всего проголосовали
932 чел.
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else