пятница, 19 апреля
img

НОВОСТЬ

Почему переселенцы, пытавшиеся остаться жить в Украине, возвращаются в оккупацию

Почему переселенцы, пытавшиеся остаться жить в Украине, возвращаются в оккупацию

"Многие выбрали Украину, пытались зацепиться настолько, насколько было возможно, но не смогли вытянуть материально. Поэтому им пришлось вернуться. У многих переселенцев арендная плата отнимает львиную долю заработка семьи. Если еще в течении первого года можно было оправдать чиновников, что им нужно было время для разработки стратегии, то спустя 3,5 года это уже системное безответственное отношение к каждому украинцу", - почему переселенцы возвращаются на оккупированную территорию. В этом разбирались "Донецкие новости".

В начале октября Благотворительный фонд «Право на защиту» обнародовал свой мониторинговый отчет под названием «Пересечение линии столкновения через контрольные пункты въезда-выезда». В этом отчете фонд привел весьма примечательные данные опроса волонтерами людей, пересекавших линию разграничения в июне и июле нынешнего года через контрольные пункты въезда-выезда в обоих направлениях.

Половина выехавших вернулась назад

За эти два месяца волонтеры опросили 4290 человек. Из них 91,3% сообщили, что до начала конфликта на Донбассе постоянно проживали на ныне неконтролируемой Украиной территории. Из этого количества 27% сообщили, что после начала военных действий в 2014 году они изменили свое место жительства. То есть, попросту говоря, чуть более чем каждый четвертый житель выехал на контролируемую Украиной территорию. Здесь ничего удивительного опрос не показал.

Однако, согласно опроса, 46% или почти половина из тех, кто ранее выехал на подконтрольную Украиной территорию, к лету 2017 года… вернулись обратно домой, т.е. на территорию неподконтрольную.

Нельзя сказать, что полученная информация является чем-то совершенно новым. Достаточно проанализировать данные того же министерства труда и социальной политики в отношении численности ВПЛ в Украине, как можно обнаружить, что количество переселенцев в стране существенно уменьшилось. К примеру, на конец октября 2016 года в Украине официально насчитывалось 1,67 млн ВПЛ. К концу августа 2017 года, по данным того же министерства, их число сократилось до 1,58 млн человек. То есть менее чем за год, число официально зарегистрированных ВПЛ в Украине снизилось на 90 тыс. человек.

Если же взять данные с начала 2016 года по осень года нынешнего, то снижение количества ВПЛ в Украине и вовсе составит более 130 тыс. человек. Наиболее заметно это явление по Донецкой области, которая уверенно лидирует по количеству принятых переселенцев с неконтролируемых территорий с результатом более полумиллиона человек.

За минувший 2016 год количество ВПЛ в контролируемой части Донецкой области уменьшилось почти на 117 человек. А за семь месяцев нынешнего года – еще на 46 тыс. человек.

Не было никаких переселенцев?

Изначально, некоторые эксперты и чиновники госструктур игнорировали проблему исхода переселенцев, говоря, что никакого исхода нет, потому, что… не было никаких переселенцев. «Большая часть зарегистрированных переселенцев оформили себе пенсионные выплаты именно в Донецкой и Луганской областях, потому, что это существенно упрощает процедуру переезда с временно неподконтрольной украинской власти территории и максимально удешевляет этот переезд. По факту они не проживают на этих территориях», – заявил не так давно глава общественной организации «Всеукраинская ассоциация переселенцев» Руслан Калинин.

Тем не менее, он был вынужден признать, что «минусовая» динамика численности ВПЛ действительно связана не только с работой социальных служб по аннулированию регистрации мнимым переселенцам, но и с тем, что люди реально вернулись обратно на неконтролируемую территорию или выехали из страны.

В министерстве труда и социальной политики вообще заняли двусмысленную позицию, официально сообщив, что количество переселенцев уменьшается из-за того, что «люди возвращаются обратно на неконтролируемую территорию… в результате проводимой управлениями труда и социальной защиты населения работы по упорядочению учета ВПЛ». По этой формулировке очень трудно понять: так люди действительно возвращаются на неконтролируемую территорию или упорядочение учета ВПЛ показывает, что они не являются реальными переселенцами?

Такой подход долгое время позволял игнорировать саму проблему возвращающихся на неконтролируемую территорию переселенцев и не задаваться вопросом о причинах такого возвращения. 

Между тем, существуют вполне объективные показатели снижения численности реальных переселенцев. К примеру, есть анализ государственных выплат на покрытие затрат на проживание ВПЛ, который ведет министерство труда и социальной политики. По его данным, в июле 2016 года эти выплаты по Донецкой области составили 62,5 млн грн, а в Луганской области – 34,5 млн грн. А в июле 2017 года те же выплаты составили уже 56,4 и 29,9 млн грн соответственно. Это уменьшение выплат почти на 11% и 14%. Это объективный показатель, показывающий действительную убыль реально существующих ВПЛ. 

Как жить, если негде жить

Первой ласточкой, поверившей в реальных переселенцев, более или менее массово возвращающихся домой, несмотря на то, что это неконтролируемые Украиной территории, стала Международная организация по миграции. Она еще в августе нынешнего года опубликовала результаты своего мониторинга, в котором задалась вопросом – почему люди возвращаются? Вернее, она задала этот вопрос тем, кто возвратился. 

Ответ получился очень простой – 73% тех, кто вернулся на неконтролируемую территорию, главной причиной назвали наличие на этой территории собственного жилья. Противовес этой цифры печален – менее 2% переселенцев смогли на контролируемой Украиной территории так или иначе обзавестись собственным жильем.

Примерно 66% переселенцев арендуют жилье, а 22% живут у своих родственников. Еще 6% ВПЛ живет в коллективных центрах и 3% в общежитиях. Две последние статьи – результат помощи государства. Что думают по поводу этой помощи международные эксперты, можно было узнать из 16-го доклада Управления верховного комиссара ООН в июне нынешнего года.

«В 46 коллективных центрах Украины, в 35% были случаи выселения переселенцев, а еще 43% переселенцев отметили, что за время пребывания в центре их состояние здоровья ухудшилось. Кроме того, из-за отсутствия договора с владельцами зданий коллективных центров от переселенцев часто требуют оплачивать завышенные счета за коммунальные услуги под угрозой выселения. Правительство брало на себя обязательства предлагать бесплатное жилье для переселенцев при условии, что они будут оплачивать коммунальные услуги. Но на практике это вынуждены делать местные органы власти, которые часто ссылаются на отсутствие доступного жилья. В результате этого переселенцам или не предлагают жилье, или выселяют их…», - говорится в докладе.

Конечно, местные власти в отличие от центральных пытаются что-то предпринимать. В некоторых районах идет переоборудование домов в жилые помещения, а кое-где даже их строительство. Но практически сразу стало очевидно, что местные власти не способны никакими действиями решить жилищные проблемы 1,5 млн переселенцев.

По мере того, как подходил к завершению третий год их вынужденного перемещения, все больше переселенцев четко понимали всю тщетность своих надежд на помощь государства в решении проблемы жилья.

Согласно опроса фонда «Право на защиту», 42% возвратившихся на неконтролируемую территорию назвали главной причиной своего поступка высокую арендную плату на жилье. Такой тезис можно расценивать и как объективную дороговизну аренды, так и как плачевное состояние с доходами у ВПЛ. Кстати, о доходах.

Ни работы, ни доходов

Согласно последним исследованиям МОМ, каждый пятый переселенец имеет лишь сезонный заработок, но не постоянную работу. В данных «Права на защиту» невозможность найти работу по месту нового пребывания назвали основной причиной возвращения на неконтролируемую территорию 17,6% вернувшихся.

Буквально на днях представительство ООН в Украине заявило, что «в Украине 4 млн человек нуждаются в гуманитарной помощи». «В Украине почти 9% населения, в настоящее время нуждаются в гуманитарной помощи. Но План гуманитарного реагирования-2017 профинансирован лишь на 25%», – говорится в заявлении.

Чтобы никто не сомневался, о ком речь, ООН уточнила: «С приближением зимы агентства ООН сотрудничают с правительством Украины и самопровозглашенными властями ДНР и ЛНР для обеспечения необходимой помощью наиболее уязвимого населения».

Жить на контролируемой Украиной территории одновременно без своего жилья и работы похоже на какую-то разновидность мазохизма. Причем, термин «жить» в полноценном смысле случае употреблять едва ли уместно.

С другой стороны, по данным МОМ, 94% возвратившихся на неконтролируемую территорию живут в собственных уцелевших квартирах и домах. С работой в самопровозглашенных ДНР и ЛНР дело обстоит, мягко говоря, не слишком здорово. Но свое жилье – сам по себе очень сильный фактор.

Впрочем, нельзя сказать, что и отсутствие работы – такой уж ключевой момент. Дело в том, что, опять же по данным МОМ, 63% возвратившихся являются… пенсионерами. То есть, для них важнейшим источником дохода является пенсия. Возможно, многие из них входят в те 29% опрошенных волонтерами «Права на защиту», которые назвали главной причиной своего возвращения – стабилизацию ситуации на прежнем месте проживания. То есть, эти люди уезжали в Украину от войны. И как только стало понятно, что серьезных военных действий, скорее всего, больше не будет, они решили вернуться. А пенсия? Видимо, этот вопрос они рассчитывают как-то решить…

Об «отрицательной горизонтальной связи»

В любом случае, возвращение ВПЛ обратно на неконтролируемую территорию, принимающее массовый характер, можно считать крупным поражением украинских властей. Это становится все более очевидно.

«Многие выбрали Украину, пытались зацепиться настолько, насколько было возможно, но не смогли вытянуть материально. Поэтому им пришлось вернуться. У многих переселенцев арендная плата отнимает львиную долю заработка семьи. Если еще в течении первого года можно было оправдать чиновников, что им нужно было время для разработки стратегии, то спустя 3,5 года это уже системное безответственное отношение к каждому украинцу. При этом, когда люди возвращаются из-за финансовых трудностей и чувствуют, что государство им не помогает – это уже отрицательная горизонтальная связь, которая будет укреплять жителей ОРДЛО в своем представлении о том, что они живут там, где нужно», – заявила глава Всеукраинской организации по делам вынужденных переселенцев Оксана Ермишина.

«Нужно разработать государственную стратегию по работе с внутренне перемещенными лицами и реинтеграции временно оккупированных территорий», – согласилась с ней правовой аналитик БФ «Право на защиту» Элина Шишкина.

Конечно, нужно. Но главная проблема в том, что нужно это одним людям, а разработать и, главное, принять и реализовать эту государственную стратегию должны другие люди. И то, что это разные люди хорошо видно спустя три года от начала противостояния на Донбассе. Например, по количеству возвращающихся обратно ВПЛ, которые три года назад доверились своей стране…

 

atnt Размещение материалов gorlovka.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта города Горловки оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

img

ОПРОС МНЕНИЯ

Закончится ли в 2024 году война?
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn
Новости Славянска
else