О людях - на войне
"Надо помнить о тех, кто отдал жизни за нас, уметь прощать и не быть трусом"
Один день с "Бойцом", как его называли сослуживцы в Дебальцево и Николаем Николаевичем, как его именут в Бахмуте
«В городе пахло смертью буквально на каждом шагу», - вспоминает участковый инспектор Николай Баулов события в Дебальцево зимой 2015-го. Тогда ему впервые с армейских времен пришлось взять в руки пулемет и вместе с добровольцами из батальонов защищать город от оккупантов.

Правда, несмотря на позывной Боец, которым его наградили боевой товарищ, в душе он остается участковым, которому дорога честь профессии. Под формой показывает значок участкового старого образца, который выдали еще в начале 90-х, когда пришел на службу. Верит, что он его оберег. «С ним я прошел все испытания, менялась форма, начальники, пережил войну, но этот знак был всегда со мной», - рассказывает он.

После выхода из Дебальцево и нескольких наград, Баулова звали в главк Нацполиции в Донецкой области – в Мариуполь. Но Николай остался верен своему селу Зайцево Бахмутского района, территорию которого он обслуживает.



На нас чеченцы с криками: «Слава России, Аллах Акбар». У меня пулемет в руках, начал стрелять. Кто-то кричит: "Меняй позицию, по тебе прицельный огонь".
С офицером Бахмутской полиции мы встречаемся по месту его службы - в горотделе полиции. Когда он на дежурстве, времени совсем нет пообщаться с журналистом.Но день нашей встречи выдался не такой загруженный, как обычно, поэтому нашлось время поговорить.



Николай Баулов в отделе самый опытный сотрудник. На службе уже больше 20 лет. Пришел сразу после армии. Говорит, что профессию любит, но многое не устраивает в правоохранительной системе. Тем не менее, это не мешает ему человечно относиться к людям и достойно выполнять свой долг.
Баулова на службе увидеть в гражданской одежде нереально. Он всегда в форме. Как и полагается милиционеру, хотя некоторые пренебрегают этим и одеваются по-гражданке, если не заступают на дежурство. В гражданской одежде он только на фотографиях.
До февраля 2015-го он был участковым в Дебальцево. Правда, пришлось из участкового быстро переквалифицироваться в пулеметчика. Тогда и получил от одного из бойцов добровольческого батальона позывной «Боец». Вспоминает, что февраль был настоящий лютый месяц.

В эти дни шли бои за Дебальцево – одно из самых крупных и кровопролитных столкновений на Донбассе. Тогда сепаратисты и прибывшая им подмога из России бросили все свои силы на расширение территорий «республики». Главным городом, за который шли сражения, стал контролируемый украинскими войсками Дебальцево.

Острая фаза продолжалась почти месяц - с 25 января по 18 февраля 2015 года - и включала в себя как массированные артиллерийские обстрелы, так и перестрелки на малых расстояниях из стрелкового оружия и даже танковые сражения.

Активное наступление на окраине Дебальцево сепаратисты начали 25 января. В Генштабе ВСУ утверждали, что штурм проходил при непосредственной поддержке кадровых российских военных - до восьми батальонных тактических групп и артиллерийских дивизионов Вооруженных сил РФ.

Параллельно этому в столице Беларуси шел переговорный процесс, который завершился 12 февраля подписанием так называемого "Минска-2", предусматривающий полное прекращение огня с 15 февраля.



Параллельно этому в столице Беларуси шел переговорный процесс, который завершился 12 февраля подписанием так называемого "Минска-2", предусматривающий полное прекращение огня с 15 февраля.

"Главарь ДНР" Александр Захарченко призвал силы АТО отказаться от попыток прорыва из Дебальцево и пообещал выпустить ВСУ и другие подразделения, если они оставят оружие и технику.

В самом Дебальцево с 14 февраля шла подготовка к уходу. Были взорваны железнодорожные пути и другие объекты транспортной инфраструктуры.

После установления условного перемирия сепаратисты перебросили в Дебальцево, которое называли своим внутренним районом, дополнительные силы с других направлений. Как следствие, еще больше усилились обстрелы опорных пунктов сил АТО.

В тех условиях город остались охранять 25 сотрудников милиции, в их числе и Николай Баулов, несколько бригад военнослужащих и добровольческих батальонов.

«В городе пахло смертью буквально на каждом шагу», - вспоминает Николай и тут же под формой показывает значок участкового старого образца, который выдали еще в начале 90-х, когда пришел на службу. Верит, что он его оберег. «С ним я прошел все испытания, менялась форма, начальники, пережил войну, но этот знак был всегда со мной», - рассказывает он.

Дополнительных резервов для поддержания сил АТО в Дебальцево почти не было. При таких условиях Генеральный штаб ВСУ решил до утра 18 февраля вывести все подразделения из района. Из-за морозов планировалось отходить не только по автодорогам, но и полевыми дорогами.

Отвод войск проходил по двум основным маршрутам небольшими колоннами под прикрытием боевых бронированных машин и артиллерии. Также был организован ложный маршрут, где имитировалось движение колонн.

В боевых условиях полный выход из Дебальцево проходил в несколько этапов и продолжался несколько суток. Кому-то удалось выйти на технике, а некоторые подразделения потеряли машины вследствие засад или бездорожья, и выходили пешком.

Во время боевых действий в районе Дебальцево в период с 15 января по 18 февраля погибли 110 военнослужащих, 270 были ранены, 7 - взяты в плен и 18 пропали без вести. За все время обороны Дебальцевского выступа погибли 136 и был ранен 331 военнослужащий ВСУ", - заявляли тогда в Генштабе.

Также утверждалось, что около 30% техники было потеряно (уничтожено противником или выведено из строя силами подразделений АТО).

Погибший Николай Охрименко, на фото справа

Один из тех, с кем Николай выходил из Дебальцево, был Охрименко Николай Иванович (на фото справа, известен по позывным Дед и Кашевар), который погиб 8 января 2017 года в зоне АТО, подорвавшись на мине.

«Я увидел по телевизору, тела троих морских пехотинцев передали днровцы нашей стороне. Среди них был Кашевар», – горького и тихо говорит Николай.

Уроженец Сумщины Николай Охрименко с позывным "Дед" на передовой был более двух лет. До войны он жил в Донецке, в 2015 году ушел добровольцем на фронт. Через год перешел на военную службу по контракту.

«Мы познакомились с ним в бою в Дебальцево. Вышли на осмотр территории - я как сотрудник полиции, он как боец батальона. Прошлись немного по городу и тут крик издалека: «К бою». Присмотревшись, увидел за углом несколько человек, очень похожих внешне на чеченцев. Они с криками: «Слава России, Аллах Акбар» начали по нам стрелять, - вспоминает те дни Николай. - У меня пулемет в руках, начал стрелять. Кто-то кричит: "Меняй позицию, по тебе прицельный огонь". Меняю. Смотрю, возле меня нет тех бойцов, с которыми были. Потом понял, многие разбежались. Нас тогда человек 5 осталось, а было около 60-ти».

Николай Баулов - о первом бое
«Он герой, настоящий, я видел его в бою: без трусости, подлости и желания спрятаться за спины товарищей. Вот таких нельзя забывать»
До этого момента Баулов не принимал участия в боевых действиях. Но оказалось, что он единственный из милиционеров, кто умел стрелять из пулемета.

«Заряжаю снова 4 рожка, тут БРДМ на нас едет, руки дрожат, но заряжаю. Выстрел по нам. Мы были возле КПП, оно вдребезги. Второй залп. Замечаю, боец какой-то пополз с гранатометом на танк... один. «Не стреляй», - кричу,- «ты нас сожжешь». Он услышал. Рядом хлопец начал кидать гранаты в сторону танка. И неожиданно тот начал отъезжать. Так противник отошел», - вспоминает он.

По словам Баулова, во время боя он заметил, как сепаратисты в белых маскировочных халатах ползут по направлению к украинскому расположению . Хотел предупредить бойцов, которые должны были быть рядом, но никого не оказалось.

«Наши разбежались», - констатирует он. В этом же бою ранили парня в глаз. Баулов и боец, которые поползи в одиночестве на танк, подхватили раненого и доползли до места дисклокации. Отдышались. Познакомились.

"Ты красава, боец, геройский парень, - обнял по братски гранатометчик, - как зовут-то? Давай к нам в добробат переходи, - поступило предложение участковому Баулову. Николай лишь улыбнулся в ответ...

Так они и познакомились с Дедом, который в той ситуации был старшим боевым товарищем Николая и подсказывал, как действовать в условиях реальных боевых действий.

Следующая их встреча состоялась, когда украинские войска выходили из Дебальцево. Тогда колонна, в которой находился Николай, попала в засаду. Обстреливали Градами, танками и всем тяжелым вооружением. Много раненых, убитых, бойцы пытались звонить и просить подмогу. Баулову было понятно, что помощи не будет. Поэтому выбираться тем, кто остался жив, надо было самим. Ему и еще нескольким парням удалось избежать страшной участи, они спрятались в трубах и почти сутки там находились. Утром уходили тропами.
«Меня подобрала «Газель» с нашими бойцами. Ехал, едва не падая, так как места не было, пришлось цепляться с внешней стороны. Кто-то держал меня за броник, чтобы не выпал на ходу. Руки заледенели, были тогда сильные морозы и слабели. Но доехать до безопасного места удалось. Остановились, кто-то столкнул меня. Лежу на земле и не пойму, жив или нет. Через время пришел в себя. Взял пулемет. Тут смех: "Смотрите, что за француз идет". Это обо мне так говорили», – улыбается Николай.

Он был в чьей-то куртке не по размеру, грязный, с пулеметом, еле держался на ногах. Тут радостный крик: «Боец! Боец! Живой». Кричал Николай Охрименко…

Накануне Нового Года Охрименко звонил Баулову, посмеялись, обещали встретиться, обняться и пропустить по рюмке. Охрименко не дожил.

«Он герой, настоящий, я видел его в бою: без трусости, подлости и желания спрятаться за спины товарищей. Вот таких нельзя забывать», - подчеркивает Николай.



Мы на несколько минут прерываемся и возвращаемся из страшного февральского Дебальцево 2015 года в мирный и спокойный Бахмут 2017 года. Баулову необходимо принять участие в следственном эксперименте.

На пороге его кабинета знакомлюсь с потерпевшей девушкой, которую избил муж.




«Мне Николай Николаевич здорово помог, потому что другой участковый, когда я написала заявление на мужа, просил забрать показания и простить его. Я знаю, что тот участковый - знакомый моего супруга, но я хочу, чтобы такие поступки не остались безнаказанными. Я уже подала на развод и больше меня с ним ничего не связывает», - признается она.



После заполнения документов они вместе с Николаем уходят на следственный эксперимент.

Когда полицейский возвращается, мы еще много о чем беседуем - о жизне, о войне, о ценностях. Кажется, что Баулов нетипичный милиционер, у него на все свое мнение, хотя за спиной уже двадцать с лишним лет в правоохранительных органах.


С большим уважением вспоминает начальника Дебальцевской милиции Евгения Юханова, погибшего при отражени штурма горотдела.Тогда диверсионно-разведывательная группа боевиков предприняла попытку захвата городского отдела милиции.Сотрудники милиции совместно с бойцами батальона спецназначения МВД Украины "Артемовск" дали отпор диверсантам,


Но удержать горотдел удалось ценой гибели полковника Евгения Уханова, которого все понят и на кого многие равняются при несении службы.

Рецепт, как остаться человеком, у Баулова прост: помнить тех, кто отдал жизни за нас, говорить друг с другом, уметь прощать и делиться, не быть трусом и материалистом

«Наша жизнь когда-то закончится, но дела и поступки останутся, а они лучший показатель того, как ты прожил жизнь», - говорит он в завершении нашей беседы.

Made on
Tilda
else